Вопрос священнику

Дорогие братья и сестры!

В связи с отъездом протоиерея Андрея Лемешонка прием вопросов в рубрики «Вопрос священнику» временно приостановлен. Ответы на вопросы будут опубликованы после приезда батюшки.

При написании текста соблюдайте правила орфографии и пунктуации, а также будьте тактичными в формулировке вопросов. Просим вас не обращаться в рубрику с вопросами бытового характера, решить которые вы можете сами. Подобные вопросы будут игнорироваться. Также просим прежде, чем задать вопрос, посмотреть в уже существующих ответах интересующую вас тему. Старайтесь быть рассудительными и самостоятельными, чтобы не загружать священника, а дать ему возможность ответить на более серьезные вопросы!

задать вопрос
Вопрос

Здравствуйте! В Москву привезли мощи Николая Чудотворца — важное событие в жизни православных людей! Миллионы паломников... Хотела спросить. Ведь частицы мощей есть во многих храмах по всему миру. Почему люди так спешат поклониться мощам, привезенным из Бари, стоят многочасовые очереди, когда можно свободно приложиться к святыне? Мощи ведь одни.

Ответ

Все-таки такое событие освящено, благословлено Церковью. Впервые за столько лет — почти тысячу — вскрывается гробница и частица мощей торжественно переносится на Святую Русь, в Москву, потом в Санкт-Петербург. Наверное, здесь особое Божие благословение и участие самого святителя Николая. В этом поклонение и почитание его нашей Русской Православной Церковью и ее людьми, когда они, не жалея своих сил и времени стоят в длинных очередях, чтобы прикоснуться к мощам, чтобы попросить помощи Божией.

Сама атмосфера тожества веры, торжества Православия, само молитвенное прошение многотысячного собрания людей, которые приезжают в Москву со всех концов нашей Родины, Святой Руси для поклонения — все это создает неповторимую обстановку и в этом, видимо, есть какая-то особая радость и надежда на помощь святителя Николая.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка Андрей. В одной из Ваших бесед Вы упомянули о том, что Вам казалось, что люди в церкви делают что-то не так, что есть какое-то лукавство, и из-за этого мучались и потеряли благодать. У меня очень похожее состояние, постоянное осуждение в мыслях, и благодать ушла. Как это преодолеть?

Духовник благословил поступать в духовную семинарию, как понять, есть ли на то воля Божия? С недавних пор пономарю в храме. Мне 32 года, венчаный брак, ребенок маленький. Работа есть, я пожарный спасатель. К служению Богу и людям есть тяга. Помогите разобраться. Спаси Господи Вас!

Ответ

Брат Виталий, я думаю, что этот период проходит каждый человек. Тем более, что Вы трудитесь в храме и видите не только фасад, но и внутреннее положение дел в Церкви. А люди бывают очень немощные, и как раз в храме-то и проявляются некоторые вещи, которые, казалось бы, недопустимы в таком месте. Но, к сожалению, это есть. Поэтому для Вас главное — понять, что в храме все-таки все контролируется Богом, что мы служим не людям, а Господу, и Он может любого человека, в каком бы он ни был чине и звании, убрать в один миг.

И все-таки нельзя доверять себе, потому что, видя грех в человеке, мы не видим другой стороны: его покаяния, внутренней борьбы, страдания, которое может человек испытывать, совершая что-то неправильное.

Слава Богу, что у Вас есть желание послужить в храме, послужить народу Божию. Я уверен, что Вы должны справиться с этим унынием, мраком, который может касаться души, когда мы видим кругом грех. Это тоже духовная брань, и дьявол хочет смутить Вас и увести из храма, это естественно, поэтому-то и открывается сразу много всего плохого, негативного, и какие-то выводы приходят неутешительные, и ты теряешь доверие, сомневаешься. Конечно, этот период очень-очень болезненный, всегда. Но Вы должны увидеть Бога в храме, увидеть красоту, и за это нужно побороться.

Оставьте все на суд Божий и старайтесь больше быть в себе, знать себя, как Амвросий Оптинский говорит: знай себя — и хватит с тебя. Следите за собой, за своей молитвой, за своим отношением к службе, за работой в храме, за отношениями с людьми. Старайтесь на этом все свое внимание сконцентрировать и боритесь за добрый помысл. И тогда, я думаю, мир придет к Вам. Хотелось бы, чтобы Вы реализовали себя и стали добрым пастырем.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Очень бы хотелось определить для себя духовника. Очень понравился батюшка. Как к нему подойти и попроситься? Как можно поговорить о ситуации очень сложной, чтобы понять в ней свои грехи и покаяться?

Ответ

Если Вам понравился какой-то батюшка N, и у Вас есть желание с ним пообщаться, я думаю, не надо скромничать, стесняться, а подойти. Вы подходите к пастырю, к священнику, который обязан с Вами говорить, это его послушание, его долг. Он обязан Вас выслушать, помочь. Так что подходите и говорите, делитесь и спрашивайте, стучите, и Господь откроет.

Так и складываются отношения с духовником, со священником. Это не так, что вот понравился мне этот батюшка, и все — он мой духовник. Есть диалог, есть какие-то вопросы и ответы, есть какое-то общение. А потом человек чувствует доверие, чувствует, что он небезразличен этому священнику, и священник чувствует доверие человека, который обращается, есть такое взаимное понимание, принятие друг друга. Так налаживается внутренняя связь — это и есть духовная помощь, поддержка.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Благословите. Вопрос: можно ли причащаться в храме, где нарушаются каноны Православия, поминают папу Римского на литургии?

Ответ

В православном храме папу Римского не поминают. Может быть, на Литургии Преждеосвященных Даров Вы услышали имя Григория Двоеслова, папы Римского? Но Григорий Двоеслов — это наш, православный святой. Если о нем речь. А если сегодняшнего папу Римского поминают, тогда Вам стоит поискать другой храм и задать этот вопрос правящему архиерею.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Христос воскресе! Отец Андрей, благодарю Вас искренне за Ваш нелегкий труд в деле духовного просвещения нас, таких «хороших».

Вопрос такой: несколько лет назад случился у меня выкидыш. Ребенок был желанный, но мой тогдашний образ жизни был далек от нормы: жила в блуде, пела в католической церкви, будучи крещеной в Православии... Сейчас я замужем, венчана, есть дети. Недавно посмотрела видео прот. Владимира Головина, (настоятель православной церкви в г. Болгар, РФ), где он говорил о том, что по церковным правилам за выкидыш женщина должна понести епитимью, как и за аборт — 20 лет, потому как такое случается с большой долей вины самой беременной — не убереглась должным образом и т. д.

Как тут быть? Помысел подсказывает, что нужна тщательная беседа с батюшкой или генеральная исповедь, но как попросить об этом? Каждый ли согласится? Исповедуюсь и причащаюсь нерегулярно, раз 5-6 в год. Духовника у меня нет, а занятость священнослужителей очевидна.

Ответ

Конечно, должна быть регулярная исповедь, регулярное Причастие. Если Вы хотите жить с Богом, хотите воцерковляться, то нельзя делать такие большие перерывы. Если хотите бодрствовать, трудиться духовно, то надо делать усилия. Но надо рассчитывать свои силы.

Не думайте о занятости священников, если Вы хотите исповедоваться, и, как Вы сказали, генерально исповедоваться. Когда исповедуетесь, старайтесь проговаривать все, что Вас тревожит и волнует, не скрывая ничего, иначе исповедь теряет свой смысл. Я думаю, что в Минске много храмов и много прекрасных священников, которые не пожалеют своего личного времени, чтобы услышать Вас и помочь Вам в духовном становлении.

Ну, а по поводу мнения священника из России… Я с ним не согласен! 20 лет нести какую-то епитимью — для современного человека это немножко нереально. Приходят люди, не знавшие Бога, которые делали аборты, но они не понимали, что делали, они жили без Бога, без Церкви, в темноте. Таким людям надо помогать, их надо поддерживать, всячески укреплять, чтобы они не пропали, чтобы не ушли из Церкви, чтобы первый их шаг в Церкви был началом новой жизни, а не пугать епитимьей, тем более, что часто она бывает непосильной и нереальной для человека. Младенцу не нужна кастрюля еды, ему нужно пару ложечек — так и человеку, который приходит впервые в храм.

А выкидыш — это не аборт, а несчастный случай. К сожалению, природа наша физическая больна, много переживаний, стрессов. И здесь я тоже в корне не согласен с мнением священника, которое Вы слышали. Нельзя обобщать, все должно быть индивидуально, очень тонко.

Слава Богу, что Вы ищете Бога, что стремитесь к духовной жизни, что у Вас есть семья, муж, дети, храните это богатство духовное, берегите своих ближних, старайтесь иметь мир внутри себя и добрую мысль. Старайтесь, чтобы Бог был всегда рядом с Вами.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте! Объясните мне, пожалуйста, мое недоумение. Жена моя верующая, часто вожу ее на службы и потом забираю, иногда захожу в храм. И вот что наблюдаю уже не первый год: как Страстная неделя — так все ходят хмурые, типа скорбные, молчаливые, не дай Бог пошутить в такой момент в церкви — сразу врагом станешь! А буквально через пару дней, на Пасху, прямо противоположно — все радостные, все братом зовут, обниматься лезут. Мне все это смешно, честное слово. Получается такая «печаль по расписанию», а потом «радость по расписанию». Я жене говорю про это, а она: «Ты ничего не понимаешь!» Может, я и впрямь чего-то не понимаю?

Ответ

Если Вы пока еще несколько далеки от Церкви, то, может, надо просто разобраться, почему так происходит и уважать это?

Сеющии слезами, радостию пожнут (Ср.: Пс. 125: 5). Страстная седмица — это время, когда Христос идет на Голгофу, когда мы проживаем страдания Богочеловека, Которого ради нашего спасения мучают, убивают. Я думаю, что шутить, радоваться, улыбаться в эти дни не очень уместно. Если умрет Ваш близкий, родной человек, а кто-то придет к Вам домой и начнет шутить, улыбаться, смеяться, веселиться, я думаю, Вам будет это неприятно, Вы не поймете этого человека. А тут умирает Христос, Он идет на Голгофу. Это напряжение всего церковного года. Ведь для людей Бог — это самый близкий, Кто есть в этом мире.

А когда Христос побеждает смерть, когда она отступает, когда человеку открываются врата в рай, тогда это уже, конечно, радость, ликование. Это та радость, больше которой, выше которой у человека ничего вообще на этой земле быть не может. Но это может проживать, переживать только человек верующий, церковный. Если Вы будете просить у Бога, чтобы Он Вам это открыл, внутренне открыл, то Вы к этой радости тоже приобщитесь. Тем более, сейчас пасхальный период, и было бы хорошо, чтобы Вы тоже коснулись этой радости, которая не имеет каких-то человеческих, земных ограничений. Это радость, которая дается нам свыше.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Отец Андрей, простите, можно я еще спрошу у вас совета? Я из новоночальных (всего 3 года прошло со дня моего крещения, В детстве меня крестила бабушка, и сознательно ко Господу я пришла в 47 лет. Сейчас мне 50). Начала ходить в храм, в котором "родилась" во Христа Иисуса, Батюшка (отец Олег), который "родил" меня во Христа, стал моим духовником. 2,5 года практически без перерывов я ходила в один и тот же храм. У меня появилось там послушание (я стала помогать в библиотеке храма).

И 5 мес. назад наши бывшие прихожане позвали меня с собой на службу в храм, в который они ушли. Я туда приехала, и, стоя на службе, вдруг поняла, что я пришла домой. Что я больше никуда отсюда не хочу. Поверьте, я месяц плакала, душа страдала. Там, где я "родилась", все родное. Меня там любят, понимают, помогают. А здесь я совсем чужая. Но я сразу поняла, что я нашла того, кого искала. Я нашла "детоводителя ко Христу". Да, отец Алексий такого же возраста, как и о. Олег, но у него за плечами духовная академия, опыт преподавательской деятельности, большой пастырский опыт, он может многому научить. Я долго металась, плакала, терзала себя. Ощущала себя предательницей.

О. Алексий в ответ на мои терзания сказал: «Ну, что же ты себя мучаешь? Ну, в конце концов, не Христа же ты предаешь!!! Походи к нам, посмотри и реши, где тебе лучше. Там и оставайся. Только не бегай из храма в храм. Молилась я Господу, духовным покровителям того и другого храмов (преп. Сергию Радонежскому и свят. Николаю Мирликийских Чудотворцу). И "услышала" ответ "благословляю, иди, молись", и на сердце стало вдруг легко и радостно.

Вот уже 5 месяцев хожу в храм Николая Чудотворца. Добираться туда долго, но привыкла. И вот теперь опять раздрай в душе. Там замечательные службы, прекрасные, умные, богопромыслительные проповеди, а в храме прп. Сергия Радонежского мои братья и сестры, которые любят меня, скучают и зовут обратно. И батюшка, отец Олег, который знает меня с "пеленок". Вот и опять я перед выбором. Никто его за меня не сделает. Молюсь, может, Господь по милости Своей сам управит?!

А Вы как бы посоветовали? Да хранит и милует Вас Господь, отец Андрей! Милости и благодати Божией всем ВАМ!!!! Грешная р. Б. Екатерина. Прошу Ваших молитв, батюшка Андрей. И, если позволите, можно ли иногда Вам писать в особо затруднительных ситуациях?

Ответ

Храм у нас один — православный. Я думаю, что Вам надо ходить в оба храма. Польза от этого будет, Вы будете получать пользу и от более углубленных проповедей, и, в то же время, будете ходить к своим близким, их подбадривать. Нечего делить. А потом жизнь расставит все по местам — где-то Бог благословит Вас больше потрудиться, и Вы почувствуете, что больше здесь нужны.

Не надо ставить какой-то ультиматум: или туда, или сюда. Слава Богу, что Ваша душа чувствует Господа, что Вы духовно растете, что у Вас есть желание служить Богу. Я думаю, что ревности у священников не будет. А Вы почувствуете, кто Вам ближе и кому Вы больше доверяете. Вы же не собственность чья-то, а Божий человек. Поэтому, я думаю, что здесь проблем у Вас не будет. Главное, не осуждать. Ну, а если Вас и укорят, что Вы и туда, и сюда ходите, потерпите. Это полезно, когда нас укоряют и, может быть, не понимают в чем-то. Главное, сохраните мир в своем сердце и никого не осуждайте. И молитесь за Ваших добрых пастырей, которые Вам помогают. Один «родил» Вас, другой сейчас дает Вам что-то другое. Все это с Божьей помощью, все это хорошо!

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, отец Андрей. Долгое время я вообще была далека от веры, от Бога. К своему стыду, почти никогда не ходила в храм. Но, наверное, на то воля Божья, я сама начала идти к вере, пусть очень маленькими шажочками. Читаю православные книги, общаюсь с верующими людьми, молюсь, думаю, многое открывается для меня иначе. Меняю и себя.

Но я не вижу в себе пока готовности (во мне столько греха и страстей, с которыми еще нужно бороться и сомнений, смогу ли, справлюсь ли) чтобы начать регулярно ходить в храм. Для меня — это очень серьезный и ответственный шаг. Как следующий этап что ли. Я понимаю, что таким образом я даю себе шансы для отступления назад. Без поддержки близких мне очень сложно, мои родные совсем не разделяют моего стремления к вере в Бога.

Прошу Вашего мнения. Может, быть, наоборот, с посещения храма и стоит начинать и все придет, и уйдет мое маловерие и сомнения? И как найти в себе силы не отступить, ведь жить в грехе, жалеть и оправдывать себя легче всего. Спасибо.

Ответ

Знаете что, надо идти в храм! Если человек болен и говорит: «У меня столько болезней, зачем мне идти в больницу, к врачу», ну, можешь болеть, можешь дальше получать новые болезни. Потому что одна болезнь переходит в другую. Точно так же и в духовной жизни. Мы приходим в храм за помощью. Иногда у нас есть желание, горение, и мы летим в храм. А иногда очень трудно прийти, что-то нас не пускает, и надо себя преодолевать, делать усилия, идет внутренняя борьба. Внутри у нас живет грех, и он, конечно же, не хочет уходить, отпускать человека. Поэтому, на мой взгляд, надо просто идти в храм, подходить к исповеди, искренне, честно проговаривать все то, что у Вас есть сейчас в душе: все Ваши сомнения, тревоги. Я думаю, после этого Вам станет легче, и будут понятней многие вещи. И Вам нужно уже приобщаться Тела и Крови Христа, которые будут менять отношение к жизни, к ближним.

А так, понимаете ли, можно вздыхать и охать, говорить: «Ой, какая я грешная, столько грехов, а смогу ли я постоянно ходить в храм, а не отступлю ли я?» Главное — идти. И даже если будут какие-то падения и отступления, нужно снова и снова вставать и приходить, ползти. Бог принимает всех. Он говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные (Мф. 11: 28). Храм — это не место, где мы любуемся своей духовностью и своим постоянством, а место, где мы просим у Бога исцелить нас от наших грехов и помочь в борьбе с ними. А помогает нам любовь Божья, Его милосердие и долготерпение.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Как отмечать праздники, если жених — православный киприот и отмечает, например, Рождество 25 декабря, а я — православная, но отмечать принято 7 января? Как тогда быть? И, вроде как, одной веры, и традиции похожи, и в то же самое время разница такая? И как по воскресеньям в церковь ходить, если жить собираются на Кипре? Там же и церкви относящиеся к РПЦ... Очень волнует этот вопрос. Заранее спасибо.

Ответ

Есть там Русская Церковь. Если Вы встретили человека и собираетесь стать его женой, то, конечно же, нужно находить какие-то компромиссы.

На счет встречи Рождества. Я думаю, что здесь нужно проявить гибкость. Да, Вы — чадо РПЦ, и мы живем по старому, Юлианскому календарю, поэтому Рождество у нас 7 января. А киприоты живут уже по новому стилю — Григорианскому календарю. Надо находить какие-то точки соприкосновения. Ведь Кипрская Церковь это — Православная Церковь, и мы признаем всю полноту благодати, которая находится в ней. И когда Вы поедете на Кипр, наверное, мужу будет приятно, если Вы будете вместе с ним в храме. Но, тем не менее, наверное, надо не оставлять и Церковь-Мать, которая родила вас — РПЦ.

Я думаю, что Бог поможет Вам правильно вести себя, сделать так, чтобы муж не обижался, чтобы Вы вместе молились, чтобы было доверие друг к другу. И, в тоже время, хотелось бы, чтобы муж уважал и традиции нашей, Русской Церкви. Чтобы он это понимал. Думается, что если люди любят друг друга, она найдут общее решение, и это не будет поводом для разделения, раздора, непонимания. Главное, чтобы Христос был посреди Вас. Так что, помоги Вам Господи!

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка! У меня к Вам такой вопрос. Я хожу в храм уже несколько лет. Все время в один и тот же. Исповедуюсь там, причащаюсь, даже пробую читать и петь на клиросе. Очень люблю нашего батюшку и наш приход! Но иногда бывают такие обстоятельства, так получается, что в воскресный или праздничный день я хожу на литургию в другой храм: иногда езжу в ваш монастырь, или на престольный праздник другого храма, или в небольшое паломничество. Это случается довольно редко, но все-таки случается. Благословение на это у нашего священника я иногда не беру по той причине, что он может и не благословить (бывало такое), а поехать или сходить мне очень хочется, душа просит, поэтому делаю это самовольно. А потом переживаю. Скажите, не грешно ли так поступать, без благословения? Это ведь своего рода хитрость.

Ответ

Я думаю, что это нормально. Во-первых, Вы ходите в храм. Там есть настоятель. Если у вас такие отношения, что Вы все, каждый шаг делаете по благословению, то это обычно норма жизни монастыря. Но Вы живете в миру, и у Вас есть внешняя свобода, есть какой-то выбор, я думаю, что здесь греха нет в том, что Вы хотите поехать куда-то, и зная, что батюшка может быть недоволен, просто не говорите ему об этом, чтобы не было смущения. Я не вижу здесь ничего такого. Может быть, и батюшка благословил бы Вас на это, что тут такого?

Конечно, есть священники, которые очень ревностно относятся к своему приходу: вот только здесь, только у меня, только я. Но это, мне кажется, неправильный и очень недалекий вариант духовничества. Но у каждого свое.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

задать вопрос

Убедитесь, пожалуйста, что e-mail введен правильно, так как на указанный Вами адрес будет выслано оповещение о размещении ответа. Сообщите также, составляя вопрос, в какой стране (городе) Вы живете, чтобы батюшка мог ориентироваться, формулируя ответ.

Благодарим!

при копировании материалов просим
указывать ссылку на наш сайт