Вопрос священнику

Дорогие братья и сестры!

При написании текста соблюдайте правила орфографии и пунктуации, а также будьте тактичными в формулировке вопросов. Просим вас не обращаться в рубрику с вопросами бытового характера, решить которые вы можете сами. Подобные вопросы будут игнорироваться. Также просим прежде, чем задать вопрос, посмотреть ответы на интересующую вас тему в ранее задаваемых вопросах или самостоятельно найти ответ на православных ресурсах Интернета. Старайтесь быть рассудительными и самостоятельными, чтобы не загружать священника, а дать ему возможность ответить на более серьезные вопросы!

задать вопрос
Вопрос

Здравствуйте, отец Андрей! Если на улице подходят и просят чем-то помочь — или денежкой, или что-то купить, как поступать по Божьи? Всегда помогать, чтобы не потерять духовно?

Ответ

Надо смотреть, кто подходит, рассуждать. Одно дело старый, немощный человек, калека, а другое — когда здоровые, способные работать люди просят милостыню. Мне кажется, это неправильно. Если подходит пьяный, шатаясь, и заплетающимся языком просит денежку на хлеб, и Вам хочется ему помочь, зайдите вместе с ним в магазин и купите ему хлеба. Я уверен, что он этот хлеб у Вас не возьмет — ему нужно выпить.

В нашем монастыре есть такое условие: человек приходит, ему нужна помощь — пожалуйста, у нас есть подворье, там можно получить все, что нужно для жизни, и даже заработать какую-то копеечку, если человеку это действительно нужно.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Благословите, батюшка. Подскажите, как творить тайную милостыню, не напоказ, полностью анонимную, чтобы была угодна Богу? Ведь всегда возле нуждающихся и в храме люди находятся. Какой же выход из этого? Как сделать добро не на ветер, не для посторонних глаз?

Ответ

Если Вы хотите что-то сделать, дать милостыню, я думаю, у Вас это получится. Можно подойти к человеку и незаметно дать. Или попросить кого-то, чтобы дали за Вас. Здесь проблем нет.

Другое дело, что нам нужно собой не любоваться и не гордиться тем, что мы такие милостивые, а ценить то, что Господь дал возможность проявить милость к ближнему своему. То есть это не мы, а Бог, все хорошее нужно переводить на Бога. Иногда человек дает милостыню, а потом гордится: «Вот какой я удивительно хороший человек, сколько добра я делаю!» Присваивая себе какие-то добрые дела, мы духовно теряем.

Сейчас столько нуждающихся и обремененных, столько есть возможностей быть благотворителем, помогать! Вы хотите это делать втайне — Бог Вам в помощь. Я думаю, что Бог пошлет Вам много желающих получить милостыню. Это Ваше служение, если Вы хотите быть милостивым.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Добрый день, батюшка. Часто встречаю, что рекомендуется за усопших молиться и раздавать милостыню. А как правильно ее раздавать? Например, встречаю я у магазина человека, и он просит рубль, но есть у меня подозрения, что он просит его на бутылку. Правильно ли давать в этом случае или лучше всегда давать, раз просят? Как правильно давать милостыню и кому?

Ответ

Я думаю, нам нужно рассуждать. Один святой говорил: «Сожмите свой рублик в кулаке, пускай рука вспотеет, и вот когда увидите, что действительно человек нуждается, этот рублик и давайте». Потому что представьте: сидит человек у магазина, просит милостыню; Вы дали, а он пошел напился, потом подрался, потом что-то произошло, и Вы как бы тоже будете соучастником этого. Давайте милостыню тому, кто действительно в этом нуждается, кому это нужно на еду, на хлеб, на лекарства, а не на спиртное. Для этого у нас есть ум и есть возможность порассуждать, подумать, помолиться.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Благословите, о. Андрей. Вопрос такой: я помогаю одной монахине, с которой познакомились в больнице, у нее огромный букет болезней, и вот ей сделали операцию на сердце, я и еще одна женщина по очереди ухаживали за ней, и к ней приезжал монах, который несколько раз очень грубо себя вел и с ней, и со мной — она говорила, что «я привыкла, не обращай внимания». Я с Божией помощью переборола себя, чтобы и не осуждать, и не обсуждать это ни с кем, потом я узнаю от нее, что он ушел из монастыря, и ему запрещено служить, но он служит у себя дома.

Вчера я сопровождала ее в очередной раз в больницу, и опять он приехал и прилюдно начал матом на меня кричать. Я не знаю, правильно ли поступаю, но в моей голове все мысли, что мне не только с ним, но и с ней не надо общаться (к слову сказать, у нее 6 дочерей и внучка тоже взрослая, но она просит почему-то чужих людей о помощи). Подскажите, ради Бога, разумно ли я рассудила — «с преподобным преподобен будешь, а с развращенными и сам развратишься». Или это я уже осудила их?

И второе. Я не знаю, как поступать в ситуациях с оказанием помощи. Муж говорит: «Ты должна помогать только своим близким», а я все лезу везде, что это опасно и с духовной стороны, что «ты этих людей не знаешь, а лезешь помогать». Спаси Вас Господи, простите.

Ответ

Видимо, у Вас очень доброе и отзывчивое сердце, и Вы не можете быть равнодушной, когда у человека беда. Но в данном случае, я думаю, что если у человека есть шесть дочерей и внуки, им что, некогда поухаживать за своей мамой и бабушкой? Это не понятно.

То, что этот монах ругается вслух матом, и то, что его отстранили от службы, запретили в служении, значит, наверное, монах не самый лучший, и, видимо, он сейчас в болезненном состоянии. Бог ему судья. Дай Бог, чтобы он поправился, покаялся, изменился.

Может быть, прислушивайтесь к своему мужу. Хорошо, что Вы отзываетесь, хорошо, что помогаете, но хорошо бы все это делать с благословения мужа, чтобы он не злился, не раздражался, когда Вас нет, когда Вы в очередной раз едете кому-то помогать, а дома, может быть, что-то не совсем в порядке. Все-таки хорошо было бы, чтобы Вы в свои добрые дела включали и своего мужа, а если у вас дети, то, конечно, и детей надо иметь в виду.

А так, сохраняйте вот это Ваше доброе сердце, которое желает помочь всем, которое сострадает. Это — большая ценность, и этим надо дорожить.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Добрый день, отец Андрей! Приходится задавать вопрос из-за моих сомнений. Сейчас заканчиваю филологический факультет. Умом понимаю, что любой работой можно служить Господу, даров много, а Дух один, заставляю себя мириться с будущей профессией как со службой Богу и ближним (детям), но все равно не нахожу в ней смысла, все равно остаются вопросы: «Зачем? Для чего?»

Хочется служить людям не передачей знаний по русскому языку и литературе, а так, как сестры милосердия: убирать, ухаживать за больными. Но чувствую, что я недостойна, и из меня вылазят такие страсти, как раздражение, нетерпение, малодушие, непостоянство. Мне кажется, что я могу из-за этого не справиться с работой сестры, и еще страшнее, если кому-то духовно наврежу. Можно ли дерзать на это ответственное служение, если есть сомнения и такие духовные раны, страсти? Самые радостные моменты в жизни были, когда я делала что-то для других, служила ближним, забывала о себе (это все было как раз социальное служение своим родным и близким). Спаси Бог!

Ответ

Со своими болячками нужно бороться, и храм — та больница, где через покаяние, исповедь, через Причастие мы лечимся от наших болезней — и духовных, и телесных. А вот то, что Вы учитесь на филологическом и в будущем будете учительницей, и Вам доверят учить детей русской литературе, которая вся по своему содержанию религиозна, то, что Вы будете общаться с детьми — это, мне кажется, такое великое служение Богу! Потому что, если Вы станете авторитетом для вашего класса, для ваших детей, если будете говорить им о Боге — это проповедь.

А сейчас так важно для нас, чтобы как можно больше учителей верующих, любящих детей, было в школах. Потому что идет борьба за ребенка, за его душу. Как много грязи, как много всего безобразного! Мне кажется, в таком служении детям, в том, чтобы показать им красоту, которой так много в русской классической литературе, — это очень великое призвание! Цените это.

А стать сестрой милосердия Вы, конечно же, сможете, и в свободное время будете посещать больницу и нести людям свет Христовой любви.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Уважаемый Отец Андрей! Обращаюсь к Вам с просьбой, а не с вопросом. Несколько лет назад мой зависимый сын Дмитрий спасался на подворье на Лысой горе от своего недуга. Вы его исповедывали неоднократно и даже причащали. Т.е. ни Вы, ни обитель мне не чужие. Часто бываю в монастыре.

Сейчас мой сын находится в реабилитационном центре уже 7-й месяц, Слава Богу. Я, как созависимая, много читаю и слушаю по интернету лекции о проблеме зависимости и созависимости. Один из очень известных специалистов в этой области Илья Т. (выздоравливающий зависимый и глубоко православный человек) записал много-много лекций, основанных на знаниях, приобретенных в том числе во время работы с зависимыми в реабценте под Тюменью. Он работает очень много и бескорыстно делится своими наработками со всем миром. Для него главное — служение другим людям. Никаких денег он с этого не имеет, хотя по его видиолекциям работают сотни центров в России, Украине, Беларуси и т.д. Их центр в настоящее время испытывает серьезные финансовые затруднения, многих людей принимают вообще бесплатно, если тем нечем платить.

Я понимаю, что вы — монастырь, но, если можно, окажите хоть самую незначительную помощь этим людям. Об Илье Т. можно посмотреть в интернете (набирайте Илья Т. зависимость), их центр называется «Шаги в жизнь». Он не знает, конечно, что я к Вам обращаюсь. Больше не к кому. Если вдруг Вы сочтете возможным как-то помочь, можно отправить деньги на имя этого человека — Мастерских Владимир Андреевич, г. Тюмень. У них есть сайт на Facebook, сайт центра Shagi.center. Они, как и вы, пытаются спасать души людей. Все эти зависимости — результат духовного поражения. Поэтому я и написала Вам. Простите, если что не так. С глубоким уважением и пожеланием крепкого здоровья, Татьяна. Мой тел. на всякий случай 29 6296145.

Ответ

Татьяна, мы, конечно, помолимся за Вашего Илью Т., но на сегодняшний день у нас на подворье — и на мужском, и на женском — много людей. Многие из них очень болезненные, инвалиды. И нам нужно их кормить, давать им лекарство. У нас сегодня идет строительство храма, одного, второго. Уже достраиваем. Объекты эти надо заканчивать. Но такой возможности, чтобы помогать кому-то, мы сегодня не имеем. Потому что надо реально смотреть на жизнь, на тех людей, которых мы содержим, на те задачи, которые стоят перед нами.

Я думаю, найдутся люди в России, которые помогут. Мы будем молиться за это. Дай Бог и Вам, и Вашему сыну выздоровления.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Добрый вечер, подскажите, как правильно поступить? Боюсь греха на душу. Я живу в коммунальной квартире (с семьей), в квартире живет с нами сосед (50 лет ему), пьет почти всю жизнь, не работает лет 30 уже, жил на пенсию своей мамы (она умерла в декабре 2016 г.). В комнате, в которой проживает сосед, клопы, тараканы, мусор, пол годами не мылся, посуду он не моет, ест из грязной. Сосед может сварить рыбный суп, потом в этой же кастрюле (не вымыв ее) сварить другую еду, сам не моется… и т. д. — картина ужасная. Места общего пользования (коридор, ванну и т. д.) много лет моем мы, хотя должен быть график, по очереди. Сосед остался один (мама умерла), родственникам он не нужен (детей, супруги у него нет), мы много раз просили: «Приберись, помой посуду, постирай и т. д.» — бесполезно, он говорит: «У меня чисто»!!! Мы его стараемся кормить, помогать — деньги он пропивает, которые мы даем ему. Менять свою жизнь он не собирается. Тяжело с таким соседом жить.

У нас есть возможность продать свои две комнаты, добавить ден. средств и купить отдельное жилье, но мы боимся его оставлять, ведь с ним никто жить не будет (просто ужасные условия — это надо видеть). Может, то, что он с нами рядом, под боком, живет и остался без матери (жил много лет на ее пенсию) — это наш крест, и Господь смотрит, что мы сделаем, как поступим, бросим или нет. НО С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ОН НЕ РОДСТВЕННИК, А ПРОСТО СОСЕД ПО КВАРТИРЕ.

Как правильно поступить, чтобы не взять грех на душу? И еще вопрос. Так как он не убирается вообще и от него не добьешься этого, мы посовещались с семьей и решили просто взять и убрать самим все у него в комнате, мыть посуду ему, пол и т. д. Но родственники говорят, что он и так живет паразитическим образом, кормим мы его каждый день — это доброе дело, отказывать в еде нельзя (даже в войну хлебом делились), но если еще и убирать его грязь, то он может вообще на шею сесть. Еще говорят, что если будешь так у него убирать, то энергетика (в комнате даже паутина на стенах и потолке) будет на тебя влиять. Но мне-то не трудно. И мы ему поможем, и себе (запах идет по всей квартире, и клопы, и тараканы). Как поступить?

Ответ

Вы — очень добрые люди, у вас большие сердца! Не слушайте людей, которые хотят Вам помешать сделать добро, послужить ближнему, не слушайте. Если вы поможете этому больному, несчастному человеку, будете молиться за него, то, может быть, поможете ему достойно уйти в вечную жизнь, может, он бросит пить, понимаете… Мне кажется, это очень красиво, что вы ради спасения души этого человека остаетесь, пытаетесь помочь ему — привести его жилище в порядок, накормить его — это служение Самому Богу. И я думаю, Господь сторицей воздаст вашей семье за этот труд.

Не надо думать, что он кому-то сядет на шею, да не сядет! А вы, как мне кажется, можете ему серьезно помочь. Если вы еще приведете его в храм, и он исповедуется, причастится и станет верующим человеком — какая победа будет одержана над дьяволом! Поэтому можно только порадоваться, что есть люди, которые могут бескорыстно служить ближнему. Держитесь этого направления, и оно будет вести вас за Христом.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Как пережить смерть животного, если тебе больно вспоминать о его смерти?

Ответ

Можно посоветовать Вам, если это была собака или кошка, завести себе новую собаку или кошечку — это лечит. Конечно, мы привязываемся к нашим домашним животным, они нас любят, и мы их любим, они нам приносят много радости, но видите, сколько слез льется в этом мире, сколько страданий.  Вообще, кругом очень много страдающих людей. Поэтому, если есть такая проблема со страданиями по умершему животному, можно пойти в интернат, в больницу и помочь людям в их беде. Тогда, может, Вы и перенесете сегодняшнюю горечь утраты.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Отец Андрей, здравствуйте! Однажды была у Вас на беседах, и Вы молились о сохранении моей семьи, чем очень помогли нам, и мы вскоре стали дружно жить.

Теперь меня мучает вот такая ситуация, связанная с работой мужа: муж — индивидуальный предприниматель, работы у самого не много, и денег приносит средне, но при этом берет постоянно в помощники безработного друга, у которого и квартира своя есть, и помощь мамы есть, и жена работает, и делит с этим другом заработок. Мы живем с родителями, я в декрете с малышом и поэтому постоянно ругаю мужа, что он еще и другу часть денег отдает, хоть мог бы один работать и приносить больше дохода. Нам ведь на жилье собирать надо, и позволить большего всегда хочется. Как мне быть с таким моим убеждением, я не права? Спасибо Вам за ответ.

Ответ

Вы знаете, Ваш муж — очень добрый человек, и за его доброту Бог даст вам большее. Я думаю, что и Вы не теряете, и муж ничего не теряет. Если он делится деньгами со своим другом и помогает ему, вы только приобретаете в духовном плане, и слава Богу, что у вас в семье наладились отношения.

Я думаю, не надо сейчас упрекать мужа, потому что это, опять же, может привести к какому-то непониманию и осложнению отношений. Молитесь и доверяйте Богу, и Он будет давать вам все то, что нужно для вашей жизни, а главное — сохраняйте мир и любовь друг к другу. Это самое ценное, что есть в семье.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Добрый день, отец Андрей! У меня вопрос: как относиться к людям, которые звонят в квартиру и просят о материальной помощи? Для меня ответ всегда был однозначным до сегодняшнего случая. Позвонили к нам в дверь беременная на вид мама с девочкой (потом к ней подъехали на лифте, видимо, еще два сына), попросили помочь. В общем, мне их стало жалко. Одно, второе, третье вынесла. Они поблагодарили, ушли. Не проходит и минуты после их ухода, звонит моя бабушка (она же мне и крестная мама) и спрашивает: «Юля, скажи, пожалуйста, что такое лихоимство?» Я этого сама не знала, сначала спутала с мшелоимством. Открываю словарь, читаю ей: «Лихоимец — жадный вымогатель, взяточник». Бабушка хотела спросить только это, поэтому разговор закончился. И тут до меня доходит, что ничего случайного не бывает, в том числе и этот звонок. К каким мыслям хотел привести меня Бог? Мне кажется, что людям надо помогать всегда, даже если точно не знаешь их намерение. Их намерение рассудит Бог, а тебя Он рассудит за то, что ты помог или не помог. Хотелось бы услышать Ваш ответ! Спасибо!

Ответ

Вы помогли — и слава Богу! А куда пойдут эти средства, это уже на совести тех людей, которым Вы помогли. Человек вправе дать или не дать. Иногда человек дает, иногда может не дать, видя, что там какие-то алкоголики, авантюристы или еще кто-нибудь. Вы сохранили мир, Вам по сердцу было помочь, Вы помогли — и слава Богу. Бог принимает Вашу помощь. Помогая ближнему, Вы можете сказать: «Я дала это Богу через ближнего».

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

задать вопрос

Убедитесь, пожалуйста, что e-mail введен правильно, так как на указанный Вами адрес будет выслано оповещение о размещении ответа. Сообщите также, составляя вопрос, в какой стране (городе) Вы живете, чтобы батюшка мог ориентироваться, формулируя ответ.

Благодарим!

при копировании материалов просим
указывать ссылку на наш сайт