Вопрос священнику

Дорогие братья и сестры!

При написании текста соблюдайте правила орфографии и пунктуации, а также будьте тактичными в формулировке вопросов. Просим вас не обращаться в рубрику с вопросами бытового характера, решить которые вы можете сами. Подобные вопросы будут игнорироваться. Также просим прежде, чем задать вопрос, посмотреть в уже существующих ответах интересующую вас тему. Старайтесь быть рассудительными и самостоятельными, чтобы не загружать священника, а дать ему возможность ответить на более серьезные вопросы!

задать вопрос
Вопрос

У меня есть некоторые недоумения касательно церковного вероучения: с одной стороны, Церковь учит, что когда муж с женой, состоящие в законном браке, вступают в половые отношения, то в этом нет никакого греха — «ложе нескверно и непорочно». Но с другой стороны, в молитвах на рождение ребенка священник молится о матери: «от скверны очисти», «очисти ю от телесныя скверны», «и прости рабе Твоей сей, имярек, и всему дому, в немже родися отроча, и ПРИКОСНУВШИМСЯ ЕЙ». Из этих текстов создается впечатление, что роженица преисполнена всякой скверны, что и дом, и даже те, кто к ней прикасаются — оскверняются.

В другой молитве (на 40-й день) в Требнике написано: «В четыредесятный же день [...] приносится же материю уже ОЧИЩЕННОЮ И ОМОВЕННОЮ сущею». Далее там есть слова молитвы о матери: «омый ея скверну телесную и скверну душевную во исполнении четыредесяти дний» и еще «очисти от всякаго греха, и от всякия скверны, приходящую ко святей Твоей Церкви». Выходит, что роженица осквернилась и стала отлученной от Церкви? За счет чего роженица осквернилась, да еще так, что прикасающиеся к ней осквернились также? Ведь если муж и жена — оба верующие, оба крещеные (значит, омыты от скверны первородного греха), регулярно исповедуются и причащаются, то откуда же, собственно, берется и скверна?

Или все-таки сам половой акт несет некую скверну? Например, мы находим, что на практике Церковь предписывает супругам воздерживаться от связи накануне Причастия (5-е правило Тимофея Александрийского), а также и в день Причастия: «После Причащения да пребывает каждый в чистоте, воздержании и немногословии, чтобы достойно сохранить в себе принятого Христа». А если супруги не удержатся и вступят в связь? Выходит, не сохранили в себе Христа, не сохранили чистоту и воздержание — то есть осквернили себя? А как же постулат о «ложе нескверном и непорочном»?

Но в Писании есть слова: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50: 7). У святых отцов можно найти пояснение этих слов, которому, как мне кажется, противоречит распространяемое ныне учение о красоте брака и «ложе нескверном»: свт. Афанасий Великий: «Первоначальным намерением Божиим было, чтобы мы рождались не чрез брак и тление, преступление же заповеди ввело брак вследствие беззакония Адама, т. е. вследствие уклонения от данного ему Богом закона. Итак, все, рождаемые от Адама, зачинаются во грехах, подпадая осуждению прародителя. А сказанное: и во гресех роди мя мати моя — означает, что общая всем нам матерь — Ева — первая породила грех, как возжелавшая удовольствия. Потому и о нас, подпадших осуждению матери, говорится, что и мы рождаемся во грехах. Давид показывает, как человеческая природа изначала в преступлении Евы подпала греху и как рождение стало подлежать проклятию».

Блж. Феодорит Кирский: «Издревле и с самого начала, говорит пророк, грех возобладал естеством нашим, потому что преступление заповеди предшествовало Евину зачатию. По преступлении, по произнесении Божия приговора, лишившись уже рая, Адам позна Еву жену свою, и заченши, роди Каина». Поэтому пророк хочет сказать, что грех, возобладав над нашими прародителями, в роде нашем продолжил себе некий путь и стезю.

Евфимий Зигабен: «...если бы Адам не согрешил, то не было бы ему надобности и в плотском соитии с Евою. И так грех породил таковое совокупление, а это совокупление — в свою очередь — тех, которые родились от Адама и Евы, и так далее, те от тех, другие же от других, так и до самого Давида. И хотя браки стали по закону честны пред Господом чадородия ради, но В СУЩЕСТВЕ СВОЕМ И ОНИ СУТЬ ПОРОЖДЕНЕ ГРЕХА». Таким образом, Давид говорит, что и он во грехе и зачат и родился.

Еще более радикально пишет об этом в своем труде «Слово о человеке» (глава 6) святитель Игнатий Брянчанинов: «Мы не видим образца, по которому могли бы объяснить размножение рода человеческого до его падения от мужа и жены, размножения, назначенного прежде падения; но наверно утверждаем, что это размножение должно было совершаться во всей полноте непорочности и бесстрастия. Вместо наслаждения плотского, скотоподобного долженствовало быть наслаждение святое, духовное. Самого же образа, как неоткрытого Богом, и не испытываем, веруя, что для Бога как легко было попустить известный способ, так легко было установить и другой способ. Здесь употреблено о настоящем способе размножения слово: попустить. Да! Этот способ есть попущение Божие, есть горестное следствие нашего падения, есть знак отвращения Божия от нас. Мы уже рождаемся убитые грехом: в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя (Пс. 50: 7). Зачатия в безз

У меня сложилось впечатление, что здесь святой угодник Божий называет современный нам брак мужчины и женщины «скотоподобным» и «порочным» и даже как будто заявляет, что такой порядок вещей — не от Бога. Действительно ли это христианское учение? Когда я прочитал эти слова у святителя Игнатия, меня это сильно резануло, даже показалось, что это что-то как будто манихейское больше, чем христианское — я ведь начитался современных авторов, что брак — это так красиво, и телесные отношения супругов — это чуть ли не дар Божий.

У меня вопрос, если это так, то тогда кто создал наши тела и, более конкретно, — нашу половую систему? Или их создал Сам Бог, предвидя наше падение? Зачем же было тогда создавать такую систему, которая является источником скверны, порока и множества грехопадений? Я просто в полном недоумении. Но ведь есть еще и такие слова в Новом Завете: Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел (Откр. 14: 4). В греческом тексте стоит слово «Εμολυνθησαν» — оно может быть переведено как «марать, пачкать, осквернять». Из этих слов следует, что тот, кто перестает быть девственником и вступает в половую связь с женой — тот оскверняется через это. И апостол Павел пишет: хорошо человеку не касаться женщины (1 Кор. 7: 1). А если так, то почему же тогда эти слова Господа: есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного (Мф. 19: 12) нельзя понимать буквально? Ведь Господь еще сказал и так: И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну (Мф. 5: 30). А из истории известно, что в соборе Святой Софии в Константинополе до 1204 года существовал хор из мужчин, подвергнутых оскоплению. Если таких людей допускали к пению церковных служб, то значит, сама практика не осуждалась Церковью? Кроме того, в Писании есть и такие слова Господа: Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, — тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится (Ис. 56: 4, 5) — здесь Господь обещает дать награду евнухам большую, нежели простым людям.

Тогда следует рассматривать брак с женою не как Божий дар, а как Его попущение и крайнее снисхождение к развращенности людей — и, как я понимаю, окончательный вывод: этого скотства следует избегать? Но если знаешь свою слабость, удобопреклонность ко греху, зачем идти в монастырь, лишь самонадеянно пытаясь противостоять своему телесному естеству? Не лучше ли сперва поступить в соответствии со словами Господа из Евангелия от Матфея о скопцах и отсечении руки, приведенных выше? Канонические правила подвергают за это отлучению? Если да, то на каком основании? И нельзя ли и тогда все равно сперва пройти соответствующую операцию у хирургов, а затем исповедоваться и принять постриг — ведь по одному из преданий, постриг подобен второму крещению, и прощаются все грехи?

Помогите разобраться в означенном вопросе, потому что у меня сложилось впечатление, что здесь как будто какое-то противоречие в учении Церкви, хотя скорее всего, противоречие во мне, и я чего-то недопонимаю. Не могли бы привести какие-то авторитетные источники, где более подробно и детально рассматривался бы этот вопрос во всей его совокупности? Простите меня за глупость.

Ответ

Есть такое произведение Грибоедова — «Горе от ума».

Да, наша природа повреждена грехом, и человек нуждается в освящении, Церковь освящает все стороны жизни человека. И «ложе нескверно», когда, действительно, Божие благословение, когда люди любят друг друга, когда это не только телесная страсть, но и внутреннее единство.

Даже у самых авторитетных святых людей все-таки тоже было свое мнение, какие-то свои периоды жизненные. Тот же Иоанн Златоуст в начале своего творчества отрицательно относился к браку, но потом, в конце, совершенно поменял свое мнение.

Мне кажется, что если вот так мудрствовать и пытаться найти какое-то чисто теоретическое определение, то мы будем все время натыкаться на противоречия. Мы принимаем то, что есть сейчас, то, что происходит в Церкви, когда человек входит в нее, когда он открывает для себя Вечность, новую жизнь, когда соединяется с Богом в Таинстве Причастия.

Вы говорите о воцерковлении, о молитве на сороковой день. Все-таки у нас преемственность от ветхозаветной Церкви, поэтому на сороковой день есть традиция читать такое правило, молитвы, которые пришли из Ветхого Завета. Та же «нечистота» женщины… Какая может быть нечистота, если человек принимает Тело и Кровь Христа, если в нем Тело и Кровь Христа? Но есть традиция, и люди по смирению эти традиции соблюдают, и Церковь благословляет это. Я думаю, это неплохо для смирения.

Видимо, Вы ищете для себя Ваше место, Ваш путь жизненный. Вы — верующий человек и много читали, много знаете. Мне кажется, нужно больше через молитву, через сердце воспринимать, тогда многие вещи станут понятны и без слов, в духе Божием. Мне кажется, что это Вы от ума начинаете говорить о том, что можно оскопиться, заниматься членовредительством, и оправдать это исторически. Это полная ерунда! Уделите больше внимания внутренней молитве, старайтесь свой ум направить к Богу, доверяйте Ему. Само Таинство Венчания — это освящение союза, брака, семьи и благословение на рождение детей, и Церковь за это молится.

Если Вам суждено стать монахом, Вы будете монахом, и это действительно непростой путь борьбы с плотью и кровью, которая Царства Божия не наследует. Если у Вас будет путь семейного человека, Вы получите благословение церковное, и это тоже очень трудный путь, потому что поврежденная грехом человеческая природа сама по себе не смирится и не подчинится, и не будет нести немощи своего ближнего. И везде нужно Божие благословение, везде нужна помощь, та любовь, которая очищает и освящает нас.

Поэтому хочется пожелать Вам, чтобы у Вас в душе был мир, чтобы Вы учились служить Богу и ближнему в своей жизни и искали Ваш личный путь в Царство Небесное, а это обязательно путь за Христом, и путь этот все-таки больше связан с внутренним человеком, с его сердцем, стяжанием Духа Святого, любви Божией. И тогда не будет вопросов, если в Вас будет Христос, если Вы коснетесь благодати Божией. Когда в человеке Бог, тогда все становится на свои места.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Добрый день! Начну с того, что со своей близкой подругой были знакомы более 20 лет, начиная с детсада и до последнего дня. Мы были с ней очень похожи, имели одинаковые мечты (особенно о семье), строили планы, делились секретами, о которых никто не знал. Подруга была беременная на 8 месяце.

Где-то в середине сентября мы виделись у нее на квартире вживую последний раз. Мы общались очень долго в тот день, а вечером прощались... Поцеловались, обнялись... И в этот момент, когда мы молча смотрели друг другу в глаза, мне слева мужской спокойный поставленный голос (как у батюшек, но чуть отличается... описать не смогу) сказал: «Она умрет». Как будто рядом кто-то стоял и сказал. Я сразу встрепенулась, думаю, что за мысли, нужно гнать подальше от себя... В квартире никого больше не было, кроме нас двоих... В октябре 27 подруга умерла в роддоме... Я испытала настоящий шок, не могла в это поверить.

Мне нужна Ваша помощь, т. к. хочу понять, что же это было на самом деле? Что это за голос? Почему мне? Прошел уже год, а те секунды и голос стоят перед глазами... Об этом никто не знает, кроме меня. Заранее Вам благодарна!

Ответ

Есть мир видимый, есть невидимый. Есть вещи, которые поддаются определению, измерению, логике, а есть вещи, которые выходят за эти рамки. В данном случае Вы столкнулись с невидимым миром. Интуиция, бессмертная душа человека иногда чувствует и видит больше, чем глаза и уши, есть все-таки в жизни какое-то предчувствие и внутренняя связь, тем более, с близким человеком…

Но здесь нужно быть очень осторожным. Мы знаем, что в невидимом мире есть силы света и силы тьмы, добра и зла. Поэтому, конечно же, чтобы не попасть в какую-то зависимость, чтобы это не повторялось, нужно оставить все на суд Божий. Мы очень ранимы, очень чувствительны — наша психика, наша душа. Поэтому те вещи, которые мы не понимаем, лучше не додумывать и не прибавлять чего-то такого, чего нет.

Я думаю так: все-таки у человека есть какая-то внутренняя интуиция. Она иногда очень явно выражается в каких-то мыслях или даже вот так, как у Вас, — в словах. Думаю, это из мира невидимого…

Наше дело — быть внимательными, трезвыми, острожными в нашем пути, верующий человек всегда входит в контакт, соприкасается с миром невидимым, входит в вечность, и мистическая часть жизни не может не касаться его. Но здесь нужны трезвость и благоразумие.

Я бы Вам советовал не думать об этом и молиться за упокой души Вашей подруги. Все-таки жизнь каждого человека в руках Божиих. Ну, забрал Господь Вашу подругу. В мире много чего происходит, и это трудно вместить в себя и понять. Но все равно, мы должны доверять Богу, и если что-то сейчас не понятно, мы не можем правильно ответить себе, как и почему, пройдет время, и какой-то духовный опыт, прожитая часть жизни помогут нам найти ответ. А сейчас лучше смотреть вперед и стараться жить без греха.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте! Я работаю юристом в сфере строительства. Мне поручили проводить служебное расследование, по итогам которого я составил документ с предложением устранения нарушений законодательства. Не один раз обращался к руководству. Мне предложили подписать иной документ, который скрывает нарушение законодательства. Я отказался подписывать. Думаю, что его подпишут без меня. Стоит ли обращаться в правоохранительные органы? Своими силами не удается изменить ситуацию. Бездействовать, видя разные нарушения, считаю неправильным.

Ответ

Каждый человек руководствуется своими убеждениями. Слава Богу, что Вы — человек честный, принципиальный и не идете на какие-то компромиссы со своей совестью. Надо посмотреть, какой результат принесет Ваше обращение, действительно ли что-то изменит… Я не знаю, о какой структуре Вы говорите, но если, например, закроют некую строительную фирму или трест, сколько людей потеряют работу? И можно ли изменить ситуацию? Если можно (здесь нужно посоветоваться с людьми знающими), то, конечно, есть смысл обратиться в правоохранительные органы и вскрыть тот обман, который Вы увидели, ту неправду, которую не хотите скрывать.

Но семь раз отмерь — один раз отрежь. Так что подумайте, помолитесь и принимайте решение. А то, что Вы — принципиальный, это очень хорошо, но честным людям в мире достается.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте. Я выступила против и, раз уж спросНа предновогоднем корпоративе некий сотрудник решил «рассказать правду о Христе». или, объяснила почему (что я христианка). При поддержке еще одной коллеги знатока удалось угомонить. Но оказывается, он всегда так делает, если собирается коллектив по какому-либо поводу. Работаю здесь почти 9 лет, но недавно вышла из декрета и, оказывается, многое пропустила (тут уже так заведено — слушать его «разоблачения»). Всем весело, в основном, смеются.

Сегодня нас собрал директор — отметить его ДР. И опять началось. Правда, он успел сказать немного, шутливо заметив, что меня «боится». Инициативные коллеги стали настаивать, чтобы он «проставился» по поводу своего ДР в ближайшем будущем, обещая ему взамен полное внимание и что «никто не посмеет пикнуть против его лекций». Вопрос: как же быть мне на всех этих мероприятиях? В полемику вступать не могу из-за недостатка знаний. Я бы подготовилась, если бы знала, о чем будет речь конкретно, но этого, наверное, даже он сам не знает. Он уже поднаторел во всем этом. Сыплет «фактами и аргументами». Что же говорить? Молчать-то невозможно даже мне, человеку, боящемуся привлекать к себе внимание и выступать публично.

Ответ

Вам нельзя молчать. И не надо бояться, что Вы что-то не скажете, чего-то не знаете. Вы просто хотите, чтобы люди не заражались хульными насмешками в адрес Бога. К сожалению, люди невоцерковленные все превращают в балаган, в шутки, все смеются, но смеется человек до определенного момента, а потом приходится плакать. Поэтому, если Вы будете молиться и просить у Бога помощи, то Он даст Вам такое слово, что насмешник больше никогда уже не будет так шутить, а, может быть, и поймет, что он делает, и после Вашего слова придет на исповедь и покается в своем безумии.

Вам нужно молиться за этого человека (узнать, крещеный он или нет), чтобы помочь ему, прежде всего, потому что человек этот не понимает, что творит. Все это от духовного невежества, от того, что нет у человека духовной почвы. Все то, чему научил его мир, все эти шутки — все это несерьезно, наверное, душа боится остаться наедине с Богом, поэтому легче всего посмеяться, поострить, пошутить и разойтись.

Я думаю, Вам стоит постоять за веру, и Господь поможет Вам в этом. И как предостережение: только никого не осуждайте, просто пожалейте людей, которые не понимают, над чем смеются, и помолитесь за них.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Добрый день, батюшка! У меня вот такой вопрос. У меня был первый брак, но он был неудачный по моей вине. В моей жизни произошел второй брак, где у нас рождается 2 замечательных мальчика, но на протяжении всего нашего брака происходят какие-то скорби: у меня папы не стало, я стал в больницу попадать, здоровье самых близких пошатнулось, да и у меня за 2015─2016 гг. две операции. Что делать в такой ситуации?

Ответ

Не опускать руки! Конечно, человеку свойственно болеть, свойственно что-то терять, в мире скорбны будете (Ср.: Ин. 16: 33). Потери в этом мире неизбежны. Но у Вас есть семья, дети, Бог благословил Вас, и не надо унывать. Надо благодарить Бога за то, что есть, ценить то, что имеете, и не роптать, не унывать тогда, когда приходят какие-то скорби. Надо бороться, чтобы сохранить мир и связь с Богом, а для этого нужно молиться и доверять Богу, как поется в песне народной: «Слава Богу за все — и за скорбь, и за радость». Но не бывает одной радости, бывает и скорбь. Однако претерпевший до конца, тот спасен будет (Ср.: Мф. 10: 22). Помоги Вам Господи!

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка! Меня зовут Катя, моя покойная бабушка София была католичка. Она полька и молилась на польском. Бабушка была очень верующая и вся семья ее. У ее брата в доме даже была отдельная келейная комната. Но своих детей бабушка крестила в православии, т. к. они уже жили в Белоруссии, и в этой местности была только церковь, муж бабушки был православным, т. е. мой дедушка. Бабуля всегда праздновала две Пасхи.

Меня тоже крестили в православной церкви. Но я иногда хожу в костел. Вот сейчас было Рождество католическое, и я была на службе в костеле. Все свое состояние там я не могу описать. Вы знаете, я так близко почувствовала Христа. Вот он рядом совсем близко. У меня нет слов, пишу и слезы наворачиваются. Такое чувство, что за все это время в православной церкви я его так близко не чувствовала. Какой-то душевный переворот произошел у меня. Там молитва проще, там люди такие молитвенные. Там молитва проще и доступнее. Прости меня Господи, но сам Иисус сказал как молиться, что не надо длинных молитв. Достаточно двух слов, чтоб они были от сердца.

Сейчас на душе состояния предательства, вины. Ведь все свои трудные времена я провела в православной церкви. А может за меня бабушка молится? Может, она зовет меня в костел? Еще есть чувство обиды на православную церковь. Не хватает полноты. Люди не знают Библию. Зациклены на обрядах. Почему у протестантов по-другому, про католиков не знаю, они знают Библию от корки до корки , каждый ответ на вопрос основывается на Библии. Может быть, я не права, отец Андрей, многие закидают меня камнями... Но мне чего-то не хватает... Душа в поиске. Что мне делать?

Ответ

Прийти на исповедь и причаститься. Я думаю, мир придет к вам, и Вы почувствуете, что Бог рядом. Разные бывают состояния, настроения, разные бывают периоды. Но так говорить о Православии… А много ли сейчас православных людей? Вот в чем дело. Вы же не можете сказать так о преподобном Силуане Афонском, Серафиме Саровском. Православие — это внутренняя жизнь с Богом. И это — не внешняя красота, а внутренняя, которая отражается и на внешнем мире — «стяжай мир в себе, и тысячи спасутся вокруг тебя».

Почитайте книгу архимандрита Софрония «Старец Силуан Афонский», может, она Вам поможет разобраться. Приходите к нам на Рождество на ночную службу, может, это тоже Вам в чем-нибудь поможет. Так что… душа в поиске, в смятении, колебаниях — все нормально. Поиск Бога продолжается. Помоги Вам Господи!

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Дорогой батюшка, я живу в благополучном браке с неверующим мужем. Он убежденный атеист, родители его тоже. Это еврейская семья. Хотя они неверующие и не ходят в синагогу, они празднуют Хануку. У меня растет ребенок, на подходе второй. Не хочу создавать конфликт, если его можно избежать без духовного ущерба. Можно ли праздновать Хануку по-христиански? Ведь если дать правильное наполнение, это достойный праздник? Спаси Вас и помоги Вам Бог!

Ответ

Дорогая сестра, очень хорошо, что у Вас хороший муж и Вы живете в мире. Вы должны молиться за своего мужа. И, я думаю, своей любовью, своим примером Вы обязательно приведете мужа ко Христу. А сегодня он пока еще не верующий. Его родные — не ортодоксальные иудеи, которые соблюдают традиции. Я думаю, что надо уважать историю, взгляды, традиции той семьи, в которой Вы сегодня живете. Не то оскверняет человека, что в него входит, а то, что выходит из него. Поэтому, конечно же, не стоит создавать каких-то проблем, тем более, чтобы это переросло в конфликты.

Отмечайте этот праздник, но для себя наполняйте его духовным христианским смыслом. И молитесь, чтобы, в конечном счете, вся ваша семья — муж и его родные — пришли к Богу, и чтобы вы все вместе праздновали Рождество и Воскресенье Христово и все праздники, которые празднует Святая Церковь.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка! У меня несколько вопросов о чудесах.

1) Старец Ф. Витовницкий в книге "Каковы твои мысли..." говорит, что "у протестантов происходят великие чудеса. Они воскрешают мертвых, превращают воду в вино, руками совершают операции". Но ведь истинная вера только православная! Как же они творят такое, что можно творить только с Богом? Они же хоть и христиане, но все же раскольники...

2) Сейчас много говорят, как люди силой своей мысли исцеляют сами себя от страшных болезней. Но как понять, когда происходит исцеление по молитвам к каким-нибудь святым, что это не самовнушение?

И еще другой вопрос: почему в ветхозаветные времена люди приносили Богу в жертву животных и птиц? Не могу поверить, чтобы Богу было угодно, когда люди убивают для Него животных...

Ответ

На счет первого вопроса: я не видел ни одного протестанта, но и даже православного, чтобы воду превратил в вино, руками совершал операции и, тем более, воскрешал мертвых. К сожалению, такого я не видел даже у великих старцев. Отец Николай Гурьянов, в котором я действительно видел Бога, говорил, что надо лечиться у врачей, смиряться. Поэтому здесь я ничего не могу сказать. Может, отец Фадей это и видел, но лично я — нет, поэтому мне это не понятно. А то, что истинная вера только православная, — не сомневайтесь.

Второй вопрос. Знаете, дорогая моя, если Вы серьезно заболеете, попробуйте-ка себе внушить и исцелиться. Я такого не встречал, чтобы человек на смертном одре вдруг… Были случаи, что люди молились святым, и была помощь, реальная помощь. Это и сам на себе испытывал, и видел это у других людей. А вот, чтобы самовнушением как-то… Чтобы человек мог сам исцелиться от реальной болезни, тем более, тяжелой, такого я тоже пока еще не видел. Но, может быть, все еще впереди.

Третье. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50: 19). Все эти жертвоприношения — это прообраз Христа, который принес Себя в жертву за наши с Вами грехи.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Батюшка, нас, верующих, подвергают дискриминации в отношении наших прав вероисповедания, которая выражается в том, что в проекте постановления Минздрава, который обсуждается до конца года на сайте Минздрава, прописаны нормы медицинской этики. Там есть такое требование: «Не допускается явная демонстрация своей религиозной принадлежности, открытое ношение религиозных знаков и символов». Это значит, что медицинскому персоналу запрещено носить крестик на груди.

Сейчас это запрещено медикам, потом железнодорожникам и всем транспортникам, которые перевозят людей, потом продавцам и т. д., а в результате всем верующим, а потом будут 20-30-е годы XX века. Все начинается с малого. Самое ужасное, что про это постановление не знают медики, не то что остальное население. На форуме, где это постановление обсуждается, только 48 комментариев, где всякий бред про вид одежды и грубость врачей, и никто не возмутился запретом носить крестики. Люди или не знают, или им все равно.

Нельзя ли объединить как-то верующих наших со стороны Церкви, чтобы защищали свои права, пока не поздно?

Ответ

Конечно, нужно объединить. Как это человек не имеет права назвать себя христианином? Это что, опять гонения на христианство? Надо, конечно же, чтобы люди узнали, чем это грозит, что это дискриминация верующих, такое требование неприемлемо для верующего человека! У нас есть свобода вероисповедания. Мы никому не навязываем, но говорим о том, что мы — христиане, и исповедуем Бога, и наша земля — это земля не языческая, а христианская, наши предки были христианами. Наверное, каждый должен высказаться по этому поводу…

Как же архиепископ Лука Войно-Ясенецкий? Он же был хирургом и епископом, сколько людей спас, всегда молился, и даже в годы репрессий всегда в рясе был — и Бог помогал ему исцелять людей. Сколько врачей было верующих, которые даже во время гонений не отказывались от Бога и не прятали свою веру. А что сейчас?..

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Добрый день. Мною был сфотографирован храм в Сынковичах с расстояния около ста метров. И недавно, глядя на эти фотографии храма, я увидела маленькое облачко на фоне часовни. Если присмотреться очень хорошо, видно лик Богоматери, младенца и ангелочка... Это облачко спускалось сверху. И все увидели в нем именно это отражение. Именно в тот день (02.11.2016 г.) была сложная операция у моего маленького племянника (6 мес. ему), и я туда приехала за него помолиться. Я думаю, что это хороший знак? И еще после этого такое солнце вышло, тучи снега кругом ходили, а там была такая красивая погода где-то 3 часа...

Ответ

Это утешение Божие, Вы молились, и Господь Вас утешил, видите, даже фотография это показала. Ведь Бог-то все принимает, и все имеет свою форму и содержание. Бывает иногда, что мы что-то видим, что-то открывается нам. Но то, что дано в Церкви, все то, чему мы являемся свидетелями, гораздо выше, чем облачко и силуэты — это Причастие, это Сам Христос, Который приходит в этот мир и дает нам Свое Тело и Кровь, это Святая Церковь, которая есть Небо на земле. И мы должны все время в благоговении принимать эти дары Божии, особенно Причастие.

Вы заказали службу за Вашего племянника, и Церковь молится, и Божия Матерь молится, и святые молятся за него. Ваше видение — просто подтверждение того, что в Церкви Дух Святой и святые все слышат и все это — живое, настоящее.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

задать вопрос

Убедитесь, пожалуйста, что e-mail введен правильно, так как на указанный Вами адрес будет выслано оповещение о размещении ответа. Сообщите также, составляя вопрос, в какой стране (городе) Вы живете, чтобы батюшка мог ориентироваться, формулируя ответ.

Thanks

Благодарим!

при копировании материалов просим
указывать ссылку на наш сайт