Вопрос священнику

Дорогие братья и сестры!

При написании текста соблюдайте правила орфографии и пунктуации, а также будьте тактичными в формулировке вопросов. Просим вас не обращаться в рубрику с вопросами бытового характера, решить которые вы можете сами. Подобные вопросы будут игнорироваться. Также просим прежде, чем задать вопрос, посмотреть в уже существующих ответах интересующую вас тему. Старайтесь быть рассудительными и самостоятельными, чтобы не загружать священника, а дать ему возможность ответить на более серьезные вопросы!

задать вопрос
Вопрос

Здравствуйте, отец Андрей. Очень прошу Вашего совета. Наша с мужем жизнь разделилась на до и после гибели сына (самоубийство). От отчаяния спасает только вера в Бога, которая как единственный спасительный путь чудесным образом появилась у нас после трагедии. Дома мы читаем молитвы, утренние и вечерние, Псалтирь, читали в течение 40 дней канон о самовольно живот свой скончавшем и акафист за единоумершего. Ходим на службу в воскресенье, были на первой исповеди и Причастии. Слушаем проповеди (по Интернету) и читаем православные книги. Но так как мы только совсем недавно пришли к вере, и среди наших друзей нет воцерковленных, мы не знаем, к кому можем обращаться за советом и поддержкой? В воскресную школу будем записываться на сентябрь. Можем ли мы заказать за свое здравие (мое и мужа) службы?

Ответ

Конечно, можете заказать службы. Конечно, нужно идти на исповедь, причащаться, ходить в храм, участвовать в богослужениях, молиться дома. Действительно, после такой трагедии, которая произошла в вашей семье, жизнь не может оставаться такой, какая она была до несчастья. Это испытание, страшное испытание, и оно вскрывает те проблемы, которые были внутри нас, оно выбивает почву из-под ног, и надо находить опору, находить силы, которых не хватает, для того, чтобы жить дальше, и бороться за свою жизнь.

Слава Богу, что вы молитесь, что просите помощи Божией, и за вашего сына молитесь, что хотите развиваться, воцерковляться, идти дальше, духовно расти. Я думаю, что в храме вы все найдете, и священника, который (вы почувствуете) окажется близок вам. Через него Бог вам поможет. Можно потрудиться в храме, помочь какому-то сестричеству, братству, поучаствовать в их трудах. Я думаю, что все духовное у вас впереди, поэтому дай Бог вам мужества и сил жить дальше, жить так, чтобы менять свою жизнь и направлять ее за Христом. Храни вас Господь!

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте! У меня в декабре умерла мама, но она постоянно снится и что-то просит. Я заказывала сорокоуст за упокой ее души, панихиды на 3-й и 40-й день и в другое время тоже. Скажите, если она мне снится, то это плохо?

Ответ

Связь с нашими близкими, которые уходят в жизнь вечную и с которыми мы расстаемся на этой земле, не разрывается. Мы молимся за них и верим, что если они попали к Богу, то молятся за нас. И много есть примеров, когда люди, ушедшие в вечность, как-то влияли на своих близких — вразумляли, предостерегали. В общем-то, мы ждем встречи. Поэтому то, что снятся близкие, я думаю, это нормально, только нужно быть осторожным, чтобы ничего не надумать.

Иногда снятся, напоминая о себе, чтобы мы больше за них молились или пришли в храм, чтобы заказали за них службу, обедню, панихиду. Иногда есть какие-то моменты, когда они во снах нас от чего-то предостерегают.

Здесь нужно быть очень трезвым, спокойно относиться ко всему и помнить, что несмотря на земное расставание, в Боге мы все-таки можем преодолеть вот это наше сегодняшнее разделение, Бог нас соединяет, и поэтому в храме, особенно во время Божественной литургии, когда мы молимся и за здравие, и за упокой, и то, что частицы, которые священник вынимает на проскомидии, соединяются в Чаше, омываются Кровью Христовой, в этом есть залог начала вечной жизни и победы над смертью. Я думаю, то, что Вам снятся Ваши близкие, это не плохо.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Слава Богу! Дочке Ольге 15 лет. Учится хорошо, занимается дополнительно по немецкому и математике, посещает фитнес, нравится читать. Но… от веры отвернулась, в храм ходит редко, не причащается… Тут и наша вина, как родителей, и влияние окружения… С младшими детьми (4 года и 10 лет) ездим в храм вместе, они причащаются почти каждое воскресенье, но средний уже смотрит на сестру и иногда не хочет идти. Когда ходила в храм самостоятельно, как-то сказала нам, что «мне тут хорошо…» Было очень радостно такое услышать. Говорю: «Это твоя душа почувствовала...»

Оля хочет ехать в Германию по детской программе. Проживание в семье и учеба в школе около двух месяцев. Бог дал, что через знакомого батюшку в Мюнхене нашлась немецкоговорящая православная семья (5 детей), которая готова принять Олю. Они бы хотели, чтобы их дочь (14 лет) тоже приехала к нам потом. Эта семья основала издательство православной литературы на немецком языке. Очень надеюсь, что такой обмен укрепит в вере наших детей.

Как Вы думаете? Может, издательству монастыря будет интересно сделать совместный проект с немецким издательством? Вот сайт: http://edition-hagia-sophia.de/, а это сайт их прихода http://rok-krefeld.de/. Дочке нравятся книги и фильмы о Гарри Поттере, воспринимает это как сказку для подростков. Посмотрели вместе часть фильма про Гарри, там в самом деле он представляется положительным героем. Но волшебство… Что-то не сходится… Хотя в детских сказках волшебство на службе добра, и это нормально. Что можно сказать дочке про это?

Сейчас в школе прошли Достоевского «Преступление и наказание», говорит, что очень понравилось. Хочу сам послушать аудиокнигу и обсудить вместе. Читал, что Достоевский — глубокий православный автор. Сам в школе его, да и классическую литературу в целом, не особо понимал… Тогда и сейчас нравятся книги/фильмы про войну, героизм, хотя пришла мысль, насколько много во мне малодушия, трусости и гордости... Возможно, отсюда и периодическое беспокойство, раздражительность и болячки, которые врачи не очень понимают.

Иногда Бог дает разума и сил спокойно принять сложные обстоятельства, и это радует и дает надежду! Спаси Вас Господь за труды и молитву, за вкусную грушу, которой угостили прошлый раз! Прошу Ваших молитв о нас и совета. Оля выбирает профессию (сейчас в 10 кл.), пока четких предпочтений нет… Нет близкого контакта между женой Натальей и дочкой… Мне предложили работу в другой фирме, надо подумать… C братом Александром (пока он еще увлекается йогой…) отношения стали намного ближе, когда стали жить в разных городах, чем когда жили в соседних подъездах — помогаем друг другу. Слава Богу!

Ответ

Рад слышать Кирилла. Семья, дети, заботы, проблемы — всегда их будет много, всегда они будут накладываться одна на другую, но надо помнить о главном, что наша жизнь и жизнь наших близких, детей — в руках Божиих. Нужно доверять Богу, нести свой жизненный крест, бороться с грехом внутри себя, и если у нас будет хоть немного внутреннего мира, то нашим близким будет легче, мы сможем им помочь: нашей молитвой, нашим добрым словом, нашей любовью. Помоги, Господи, Кириллу, Наталье со чадами!

Я думаю, что поездка в Германию, тем более, в верующую семью, где пятеро детей, это неплохо. А для Вашей Оли, которая сейчас не хочет ходить в храм, атмосфера немецкой православной семьи, их отношение к храму, может быть, поможет в воцерковлении, в том, чтобы не потерять дорогу к храму.

«Гарри Поттер» — это «Гарри Поттер». Можно во всем увидеть и хорошее, и плохое, это зависит от того, какими глазами смотришь на экран и что хочешь увидеть. Лично я не смотрел и не знаю, о чем идет речь, но слышал, что когда-то Кураев говорил об этом герое положительно. Детям иногда очень нужна какая-то сказка, фантазия, которая возвышает. И если там есть силы добра и зла, и добро побеждает, то это положительный момент. Мы знаем русские народные сказки, где есть добрый молодец, есть Иванушка-дурачок, есть персонажи, которые всегда стоят за правду, которые всегда несут в себе свет, чистоту, и эти сказки воспитывали много-много поколений православных людей. «Гарри Поттер» — это сказка уже западного образца, и если там хороший конец, если добро побеждает, то ничего плохого в этом нет.

Ну, а на счет совместного проекта с немецким издательством — мы донесем эту информацию до нашего издательства, и если оно свяжется с немецким, и мы найдем какие-то точки соприкосновения, то из этого, может, и родится общий проект.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Благословите, батюшка Андрей, у меня к Вам вопрос и не один. Так получается, что я очень часто меняю работу, просто нахожусь в таких обстоятельствах — не хочется ни с кем ссориться и что-то доказывать. Подыскиваю себе другое место и — «по соглашению сторон».

Моя трудовая деятельность с самого начала была не очень. Я заканчивала медучилище, меня уже ждало рабочее место. К моей маме стала наведываться старая знакомая (ее дочь тоже заканчивала медучилище). И так получилось, когда я уже была принята на работу на ФАП (мы ждали машину ехать на ФАП с ответственным врачом), я сидела в административном корпусе и ждала врача, просто залетела «знакомая» с беременной дочерью. Меня вызвали в отдел кадров и сказали, что нужно переделать приказ о моем назначении (я уже была оформлена). Главврач, оказывается, пообещала это место другим людям, но чтобы я не переживала, меня туда возьмут, но только на время декретного отпуска.

Дальше все происходило еще хуже. На всех местах работы всегда я стараюсь трудиться добросовестно, от чего превращаюсь в рабочую лошадь — работаю много, а получаю минимум. Все перипетии описывать не буду, перечислю свое образование: акушерка, инструктор-методист по физической реабилитации, инструктор по ЛФК, массажист, учитель физкультуры. Почти 20 лет медицинского стажа и 3 года педагогического.

Обдумав свою ситуацию, я поняла, что с равной периодичностью попадаю в одни и те же обстоятельства, все время одно и то же, только другие декорации и лица. Вот и сейчас я опять увольняюсь и перехожу на другую работу.

Сил больше нет, я понимаю, что это все не просто так. А что? А как? Понять не могу. Помогите советом найти правильный путь. Я себя могу назвать верующей, в храм хожу примерно лет 5. Батюшка Сергий благословил печь просфоры. Стараюсь печь. Здесь тоже есть вопрос — правильно ли я все делаю? Я говорила с о. Сергием — он ответил: «Пеки и все», а на этих просфорах он служит...

И еще очень больное место — это мой сын. У меня трое детей (дочь, сын, дочь). Он средний, ему 16 лет, в 10 классе учится. Я в свое время к Вам на исповедь приходила и за советом — поступать ли нам в Суворовское. Вы посоветовали попробовать. Поступил, поучился 3 четверти и стал со слезами просить забрать домой. Забрала — его все равно бы комиссовали: в течение года с интервалами 3 язвы двенадцатиперстной кишки. Сама очень сильно заболела. Сейчас, слава Богу, все хорошо. Но только не с сыном. Учился хорошо, но послушным никогда не был, а теперь не учится и выдал, что пойдет поступать после 10 класса. Не знаю, что делать. Как правильно поступить? Помогите, пожалуйста. Если не сможете мне ответить, то прошу очень Ваших молитв... Раба Божия Анна. Простите меня, пожалуйста.

Ответ

В жизни все непросто. А Господь нам говорит: в мире скорбны будете (Ср.: Ин. 16: 33). Я думаю, что Вам нужно учиться благодарить, ценить то, что у Вас есть, и не жалеть себя, потому что от саможаления пропадают даже те силы, которые еще есть у нас. Раз Вы человек, который больше всех трудится и меньше всех получает, значит, Вы — святой человек. Отец Николай Гурьянов на острове Залит говорил мне: «Жить надо так: отдавать побольше — брать поменьше». Вы как раз входите в эти святые стандарты. Ну, не хотите конфликтовать, ругаться — уходите оттуда, где назревает конфликт. Господь дает Вам другое место.

У Вас, наверное, много труда, много служения людям и Богу. Кто сказал, что это будет легко, что не будет скорбей на этом пути? Конечно, будут. Но Господь рядом, и Вы — человек верующий, приходите в храм, и Бог принимает Вас, Вы служите в храме, печете святые просфоры, с помощью которых совершается таинство Христовой Церкви — Причастие. Священник вынимает из них частички за здравие и за упокой людей, и Вы причастны к этому священнодействию. А у Вас недовольство, что батюшка что-то не объяснил. А что батюшка? Вы сами приедьте к нам, спросите, как мы печем просфоры. Пойдите в Кафедральный собор, там узнайте. Шевелиться надо, если Вы действительно хотите что-то лучше узнать. Почему батюшка должен? Берите на себя освоение технологии Вашего послушания.

Ну, а с детьми… Слава Богу, у Вас есть дети, трое детей! Периоды взросления — непростые. Сын уже не маленький, переходный возраст, уже хочет быть большим, и, конечно, здесь нужны Ваши любовь и терпение, молитва. Но это удел каждой мамы: она переживает, скорбит, волнуется, боится за своего сына, за его будущее. Однако мы доверяем Богу, молимся и верим, что Господь не оставит детей. Ведь если посмотреть добрым взглядом, добрым помыслом, то Господь любит Вас и дает Вам все, что нужно для Вашего спасения, только несите свой крест без ропота и уныния.

Вы — счастливый человек, просто, может быть, не осознаете и не цените того, что Вам дано. Мне кажется, что на ближайшей исповеди Вам нужно покаяться в неблагодарности, унынии и маловерии, и Бог укрепит Вашего внутреннего человека. Помоги Вам Господи!

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Добрый день, о. Андрей. Пишет Вам раба Божия Светлана. Ситуация следующая: у меня не получается отпустить человека, с которым рассталась. Жила, мечтала, была уверена в семье, в будущем, что все будет хорошо и прекрасно. Но, увы, после долгих, на мой взгляд, счастливых лет мы расстались. Виноваты оба, осознаю 100%. И начался кошмар в душе, ад. Боль — невыносимая, когда просыпаться не хочешь, жить не хочешь. Умывалась слезами, умоляла Господа: «Помоги, дай шанс» — но Господь не услышал и не помог. Не помирились!!!

Я понимаю, что моя ситуация только для меня «горе» и «беда», многие скажут: «Пустяк, время лечит, живи и радуйся жизни, у людей дети умирают — а ты тут воешь из-за ерунды». Понимаю и осознаю, что убиваться не стоит так, но поделать с собой ничего не могу. Действительно, просто не могу справиться сама. Это как руку оторвали, и тебе приходится жить заново, а твоя «рука» рядом, поблизости — живет и радуется.

Я крещеная, в Церковь хожу очень редко, исповедуюсь редко. За всю свою жизнь я столько не молилась, сколько стала после расставания. Вот сижу и думаю: может, Господь таким способом меня к Себе пытается привести? Но почему так жестоко?! Я понимаю, что помощь от Бога нужно заслужить, что Господь — не золотая рыбка и не волшебная палочка, Он — Бог, и Он ВСЕ МОЖЕТ. И я прошу помощи от Бога, у святых прошу заступления, но складывается ощущение, что мои молитвы до Бога не доходят.

Часто бывает так: как что взбредет в голову или самопроизвольно испортится настроение, пойду в комнату, где иконостас, стою, плачу и разговариваю с Богом (как с человеком — все, что на душе). Говорят, счастье нужно выстрадать и мужа — вымолить. Как это сделать, когда ощущение, что даже Господу ты не нужна, и все впустую, и молитвы пустые?

Ответ

Не доверяйте своим ощущениям, молитвы не пустые, и Господу Вы нужны. Но если бы мы всегда слушали или хотя бы хотели слушать Господа, если бы просили Его вразумления и помощи на каждый шаг нашей жизни!

Вы жили с человеком много лет, но он не был Вашим мужем. Такая жизнь угодна Богу? Наверное, не очень. Этот мужчина не брал ответственность за свои отношения с Вами, вы жили, вам было приятно, интересно, но рано или поздно без Божиего благословения, без штампа в паспорте, который тоже нужен (раз мы живем в государстве), такой союз заканчивается.

Это, конечно же, потеря: Вы долгое время были вместе, а сейчас остались сама по себе. Но надо строить жизнь дальше, и строить по-другому. Эти ошибки, неправильные отношения, которые были и кончились, повторять не надо. Поэтому, если Вы хотите жить и искать воли Божией, молитесь, чтобы Господь послал Вам человека, который стал бы Вашим мужем, отцом Ваших детей, с которым Вы бы в церкви освятили Ваш союз, и который стал бы Вам законным мужем перед Богом и перед людьми. Надо что-то менять в жизни, менять себя, свое отношение, в том числе, и к Богу, тогда жизнь станет другой. Помоги Вам Господи!

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, отец Андрей. Меня зовут Александр. Мы с моей мамой Варварой жили у вас на подворье на Лысой Горе. У меня в последнее время появились два страха. Первый: это не умер ли я и не в аду ли я сейчас? И второй: не упадет ли на землю солнце, и не уничтожится ли земля от солнца вообще? Читал в Библии, что в последние времена будут знамения с солнцем, значит, оно будет цело, но все равно сомневаюсь. Просьба: ответьте подробнее, потому что тяжело из-за этих страхов. Помолитесь, пожалуйста, за Александра, Варвару и Рустика.

Ответ

Саша, рад тебя видеть, слышать. Рад, что вы живете вместе, несмотря на все трудности. Солнце в ближайшее время падать не будет. И хочу сказать, что ты живой. И хочу еще раз тебе напомнить, что ты, как живой и трудоспособный человек, должен трудиться и помогать маме и брату Рустику. Раз вы уже так долго живете вместе, значит, у вас все-таки сложилась семья — и это хорошо. Так что поклон маме, Рустику. Меньше думай, больше делай! И я надеюсь, ты уже бросил курить. Спаси тебя Господи!

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, отец Андрей! У нас в семье начались проблемы с моим братом. Он увлекся йогой и вегетарианством и это сильно влияет на всю его жизнь. Брат стал слишком худым, говорит, что ничего ему не нужно: ни работа, ни деньги, ни девушки, ни друзья, а хочет уехать в лес и жить в землянке. Ему только 22 года и мы очень боимся, что он испортит свое здоровье и жизнь. Мы не можем уже без слез на него смотреть, его убеждения настолько сильны... Он только читает книги о буддизме, йоге и вегетарианстве. Как его убедить стать прежним, нормально жить и работать?

Ответ

Думаю, что это у него из-за того, что он чувствует некую свою силу, внутреннюю энергию, правоту. Это же тоже дает какую-то… жизнь.

Это не только сейчас мода такая, такое и раньше было. Человек чувствует силу, а не знает, что это за сила. У меня были знакомые из Москвы, они просто подсаживались к людям, к девушке или парню, и давали им мантры. Те с верой читали эти мантры, и чувствовали прилив сил. А потом литература. И так увлекались…

Если есть возможность, приведите брата к нам. Может быть, просто надо с ним поговорить. Такие случаи у нас бывают: молодой человек увлекается, загорается какой-то идеей, появляются силы, вдохновение. Конечно же, это не те силы и не то вдохновение, и все это не туда ведет человека. Человек гордится, любуется собой, не видит никого вокруг себя. Надо его как-то оторвать от этого, найти какую-то литературу, которая бы его заинтересовала. Может быть, дайте ему почитать книгу «Старец Силуан» отца Софрония. Может, это как-то поможет ему увидеть, как правильно жить с Богом, и как правильно относиться к себе.

Если вы верующие люди, и молитесь за него, пытаетесь найти к нему подход — ищите и найдете, ищите и откроется вам. Конечно, надо ему помочь. Потому что за тот период, который он сейчас проживает, можно основательно испортить здоровье. Ну, и к тому же, повредить психику. Потому что все эти восточные буддистские эксперименты могут нанести большой урон психике. Если бы он захотел побеседовать, можно было бы в диалоге, в каком-то контакте, попытаться ему что-то рассказать.  Будем надеяться, что Господь через Вас поможет ему.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Батюшка, благословите! Объясните, пожалуйста, что значит «не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно». Спасибо!

Ответ

Иногда мы произносим Имя Божье так, что не вкладываем в него духовный смысл, как какую-то присказку, скороговорку. «Божба» — вот так это можно назвать. Это когда человек произносит Имя Божье, но оно становится чем-то обыденным, незначительным, рядовым, что не несет в себе созидательного духовного смысла. В это не вкладывается сердце, не вкладывается духовный смысл. Тогда это просто элементы речи, пустословие.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, что происходит с атеистами после смерти?

Ответ

Что будет испытывать эта душа в вечности? Наверное, ничего хорошего. По слову Симеона Нового Богослова, можно с уверенностью сказать, что атеист, который не верит в Бога и не встретил Его в своей жизни, уже никогда не встретит его в Вечности. Что будет там? Душа, которая будет вне света любви Христовой, будет в темноте, в ней, наверное, все будет перемешано, она будет страдать из-за своего греха, из-за того, что не может попасть в Царство Любви. Она будет, наверное, мучиться от своих грехов, потому что не верила в любовь, не верила в свет, а доверяла только себе: своим настроениям, чувствам, желаниям. Когда человек живет без Бога, он очень ограничен, замыкаясь в себе, он весь мир строит под себя, а это в духовном плане тупик.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

У меня есть некоторые недоумения касательно церковного вероучения: с одной стороны, Церковь учит, что когда муж с женой, состоящие в законном браке, вступают в половые отношения, то в этом нет никакого греха — «ложе нескверно и непорочно». Но с другой стороны, в молитвах на рождение ребенка священник молится о матери: «от скверны очисти», «очисти ю от телесныя скверны», «и прости рабе Твоей сей, имярек, и всему дому, в немже родися отроча, и ПРИКОСНУВШИМСЯ ЕЙ». Из этих текстов создается впечатление, что роженица преисполнена всякой скверны, что и дом, и даже те, кто к ней прикасаются — оскверняются.

В другой молитве (на 40-й день) в Требнике написано: «В четыредесятный же день [...] приносится же материю уже ОЧИЩЕННОЮ И ОМОВЕННОЮ сущею». Далее там есть слова молитвы о матери: «омый ея скверну телесную и скверну душевную во исполнении четыредесяти дний» и еще «очисти от всякаго греха, и от всякия скверны, приходящую ко святей Твоей Церкви». Выходит, что роженица осквернилась и стала отлученной от Церкви? За счет чего роженица осквернилась, да еще так, что прикасающиеся к ней осквернились также? Ведь если муж и жена — оба верующие, оба крещеные (значит, омыты от скверны первородного греха), регулярно исповедуются и причащаются, то откуда же, собственно, берется и скверна?

Или все-таки сам половой акт несет некую скверну? Например, мы находим, что на практике Церковь предписывает супругам воздерживаться от связи накануне Причастия (5-е правило Тимофея Александрийского), а также и в день Причастия: «После Причащения да пребывает каждый в чистоте, воздержании и немногословии, чтобы достойно сохранить в себе принятого Христа». А если супруги не удержатся и вступят в связь? Выходит, не сохранили в себе Христа, не сохранили чистоту и воздержание — то есть осквернили себя? А как же постулат о «ложе нескверном и непорочном»?

Но в Писании есть слова: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50: 7). У святых отцов можно найти пояснение этих слов, которому, как мне кажется, противоречит распространяемое ныне учение о красоте брака и «ложе нескверном»: свт. Афанасий Великий: «Первоначальным намерением Божиим было, чтобы мы рождались не чрез брак и тление, преступление же заповеди ввело брак вследствие беззакония Адама, т. е. вследствие уклонения от данного ему Богом закона. Итак, все, рождаемые от Адама, зачинаются во грехах, подпадая осуждению прародителя. А сказанное: и во гресех роди мя мати моя — означает, что общая всем нам матерь — Ева — первая породила грех, как возжелавшая удовольствия. Потому и о нас, подпадших осуждению матери, говорится, что и мы рождаемся во грехах. Давид показывает, как человеческая природа изначала в преступлении Евы подпала греху и как рождение стало подлежать проклятию».

Блж. Феодорит Кирский: «Издревле и с самого начала, говорит пророк, грех возобладал естеством нашим, потому что преступление заповеди предшествовало Евину зачатию. По преступлении, по произнесении Божия приговора, лишившись уже рая, Адам позна Еву жену свою, и заченши, роди Каина». Поэтому пророк хочет сказать, что грех, возобладав над нашими прародителями, в роде нашем продолжил себе некий путь и стезю.

Евфимий Зигабен: «...если бы Адам не согрешил, то не было бы ему надобности и в плотском соитии с Евою. И так грех породил таковое совокупление, а это совокупление — в свою очередь — тех, которые родились от Адама и Евы, и так далее, те от тех, другие же от других, так и до самого Давида. И хотя браки стали по закону честны пред Господом чадородия ради, но В СУЩЕСТВЕ СВОЕМ И ОНИ СУТЬ ПОРОЖДЕНЕ ГРЕХА». Таким образом, Давид говорит, что и он во грехе и зачат и родился.

Еще более радикально пишет об этом в своем труде «Слово о человеке» (глава 6) святитель Игнатий Брянчанинов: «Мы не видим образца, по которому могли бы объяснить размножение рода человеческого до его падения от мужа и жены, размножения, назначенного прежде падения; но наверно утверждаем, что это размножение должно было совершаться во всей полноте непорочности и бесстрастия. Вместо наслаждения плотского, скотоподобного долженствовало быть наслаждение святое, духовное. Самого же образа, как неоткрытого Богом, и не испытываем, веруя, что для Бога как легко было попустить известный способ, так легко было установить и другой способ. Здесь употреблено о настоящем способе размножения слово: попустить. Да! Этот способ есть попущение Божие, есть горестное следствие нашего падения, есть знак отвращения Божия от нас. Мы уже рождаемся убитые грехом: в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя (Пс. 50: 7). Зачатия в безз

У меня сложилось впечатление, что здесь святой угодник Божий называет современный нам брак мужчины и женщины «скотоподобным» и «порочным» и даже как будто заявляет, что такой порядок вещей — не от Бога. Действительно ли это христианское учение? Когда я прочитал эти слова у святителя Игнатия, меня это сильно резануло, даже показалось, что это что-то как будто манихейское больше, чем христианское — я ведь начитался современных авторов, что брак — это так красиво, и телесные отношения супругов — это чуть ли не дар Божий.

У меня вопрос, если это так, то тогда кто создал наши тела и, более конкретно, — нашу половую систему? Или их создал Сам Бог, предвидя наше падение? Зачем же было тогда создавать такую систему, которая является источником скверны, порока и множества грехопадений? Я просто в полном недоумении. Но ведь есть еще и такие слова в Новом Завете: Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел (Откр. 14: 4). В греческом тексте стоит слово «Εμολυνθησαν» — оно может быть переведено как «марать, пачкать, осквернять». Из этих слов следует, что тот, кто перестает быть девственником и вступает в половую связь с женой — тот оскверняется через это. И апостол Павел пишет: хорошо человеку не касаться женщины (1 Кор. 7: 1). А если так, то почему же тогда эти слова Господа: есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного (Мф. 19: 12) нельзя понимать буквально? Ведь Господь еще сказал и так: И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну (Мф. 5: 30). А из истории известно, что в соборе Святой Софии в Константинополе до 1204 года существовал хор из мужчин, подвергнутых оскоплению. Если таких людей допускали к пению церковных служб, то значит, сама практика не осуждалась Церковью? Кроме того, в Писании есть и такие слова Господа: Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, — тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится (Ис. 56: 4, 5) — здесь Господь обещает дать награду евнухам большую, нежели простым людям.

Тогда следует рассматривать брак с женою не как Божий дар, а как Его попущение и крайнее снисхождение к развращенности людей — и, как я понимаю, окончательный вывод: этого скотства следует избегать? Но если знаешь свою слабость, удобопреклонность ко греху, зачем идти в монастырь, лишь самонадеянно пытаясь противостоять своему телесному естеству? Не лучше ли сперва поступить в соответствии со словами Господа из Евангелия от Матфея о скопцах и отсечении руки, приведенных выше? Канонические правила подвергают за это отлучению? Если да, то на каком основании? И нельзя ли и тогда все равно сперва пройти соответствующую операцию у хирургов, а затем исповедоваться и принять постриг — ведь по одному из преданий, постриг подобен второму крещению, и прощаются все грехи?

Помогите разобраться в означенном вопросе, потому что у меня сложилось впечатление, что здесь как будто какое-то противоречие в учении Церкви, хотя скорее всего, противоречие во мне, и я чего-то недопонимаю. Не могли бы привести какие-то авторитетные источники, где более подробно и детально рассматривался бы этот вопрос во всей его совокупности? Простите меня за глупость.

Ответ

Есть такое произведение Грибоедова — «Горе от ума».

Да, наша природа повреждена грехом, и человек нуждается в освящении, Церковь освящает все стороны жизни человека. И «ложе нескверно», когда, действительно, Божие благословение, когда люди любят друг друга, когда это не только телесная страсть, но и внутреннее единство.

Даже у самых авторитетных святых людей все-таки тоже было свое мнение, какие-то свои периоды жизненные. Тот же Иоанн Златоуст в начале своего творчества отрицательно относился к браку, но потом, в конце, совершенно поменял свое мнение.

Мне кажется, что если вот так мудрствовать и пытаться найти какое-то чисто теоретическое определение, то мы будем все время натыкаться на противоречия. Мы принимаем то, что есть сейчас, то, что происходит в Церкви, когда человек входит в нее, когда он открывает для себя Вечность, новую жизнь, когда соединяется с Богом в Таинстве Причастия.

Вы говорите о воцерковлении, о молитве на сороковой день. Все-таки у нас преемственность от ветхозаветной Церкви, поэтому на сороковой день есть традиция читать такое правило, молитвы, которые пришли из Ветхого Завета. Та же «нечистота» женщины… Какая может быть нечистота, если человек принимает Тело и Кровь Христа, если в нем Тело и Кровь Христа? Но есть традиция, и люди по смирению эти традиции соблюдают, и Церковь благословляет это. Я думаю, это неплохо для смирения.

Видимо, Вы ищете для себя Ваше место, Ваш путь жизненный. Вы — верующий человек и много читали, много знаете. Мне кажется, нужно больше через молитву, через сердце воспринимать, тогда многие вещи станут понятны и без слов, в духе Божием. Мне кажется, что это Вы от ума начинаете говорить о том, что можно оскопиться, заниматься членовредительством, и оправдать это исторически. Это полная ерунда! Уделите больше внимания внутренней молитве, старайтесь свой ум направить к Богу, доверяйте Ему. Само Таинство Венчания — это освящение союза, брака, семьи и благословение на рождение детей, и Церковь за это молится.

Если Вам суждено стать монахом, Вы будете монахом, и это действительно непростой путь борьбы с плотью и кровью, которая Царства Божия не наследует. Если у Вас будет путь семейного человека, Вы получите благословение церковное, и это тоже очень трудный путь, потому что поврежденная грехом человеческая природа сама по себе не смирится и не подчинится, и не будет нести немощи своего ближнего. И везде нужно Божие благословение, везде нужна помощь, та любовь, которая очищает и освящает нас.

Поэтому хочется пожелать Вам, чтобы у Вас в душе был мир, чтобы Вы учились служить Богу и ближнему в своей жизни и искали Ваш личный путь в Царство Небесное, а это обязательно путь за Христом, и путь этот все-таки больше связан с внутренним человеком, с его сердцем, стяжанием Духа Святого, любви Божией. И тогда не будет вопросов, если в Вас будет Христос, если Вы коснетесь благодати Божией. Когда в человеке Бог, тогда все становится на свои места.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

задать вопрос

Убедитесь, пожалуйста, что e-mail введен правильно, так как на указанный Вами адрес будет выслано оповещение о размещении ответа. Сообщите также, составляя вопрос, в какой стране (городе) Вы живете, чтобы батюшка мог ориентироваться, формулируя ответ.

Благодарим!

при копировании материалов просим
указывать ссылку на наш сайт