Вопрос священнику

Дорогие братья и сестры!

При написании текста соблюдайте правила орфографии и пунктуации, а также будьте тактичными в формулировке вопросов. Просим вас не обращаться в рубрику с вопросами бытового характера, решить которые вы можете сами. Подобные вопросы будут игнорироваться. Также просим прежде, чем задать вопрос, посмотреть ответы на интересующую вас тему в ранее задаваемых вопросах или самостоятельно найти ответ на православных ресурсах Интернета. Старайтесь быть рассудительными и самостоятельными, чтобы не загружать священника, а дать ему возможность ответить на более серьезные вопросы!

задать вопрос
Вопрос

Батюшка, благословите! У меня умер дедушка. Я его очень любила. Мне 25 лет, у меня любящий муж, трое прекрасных детей. Мы все крещеные и с мужем венчаны. Я не часто хожу в церковь, но в душе верую в Бога. Я считаю, Бог внутри нас. Я не знаю всех канонов церкви, что и как правильно. А после смерти деда мне хочется узнать больше, мне хочется молиться за него, но я не знаю, как правильно и с чего начать, чтобы быть ближе к Богу.

Ответ

Душа по своей природе христианка и поэтому нуждается в Боге. Господь Вам открыл, и душа почувствовала потребность в духовной жизни.

Вам просто нужно прийти в храм, попытаться войти в Церковь через исповедь, потом приступить к таинству Причащения. В храме наверняка есть киоск, где Вы сможете приобрести молитвослов, Евангелие, какие-то книги для новоначальных. Сейчас очень много духовной литературы, которая поможет Вам. Может быть, в вашем храме проходят беседы.

Хотелось бы, чтобы у Вас установились доверительные отношения со священником, чтобы Вы приходили к нему на исповедь регулярно и чтобы он Вам помогал, наставлял в духовном развитии, потому что иногда, начиная свой духовный путь, люди делают много ошибок. Их можно избежать, если советоваться с батюшкой, слушаться его и контролировать себя, искать во всем волю Божию. Помоги Вам Господи.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте! Батюшка, умер мой любимый человек, некрещеный. Молюсь о нем, читаю Псалтирь, знаю, что Господь наш милосердный и хочет всем спасения, но впадаю в уныние, что у некрещеных нет никакого шанса на спасение. Скажите, что Вы думаете по этому поводу? Ваше личное мнение, может быть, основанное на жизненном опыте и знаниях, недостающих мне. И как ему еще я могу помочь? Спасибо заранее за ответ.

Ответ

Надежда всегда должна оставаться. Есть слово апостола Павла о том, что язычники будут судиться по своим делам, то есть по тому, как они жили, сколько добра сделали в своей жизни. У нас в монастыре есть такая традиция — мы молимся мученику Уару, который, по церковному преданию, имеет дерзновение молиться за некрещеных. Так что можете подать записочку на этот молебен.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно относиться к мистическим совпадениям, как к знакам от Бога или искушениям? Периодически происходят странные совпадения, когда не знаю, как мне поступить. Например, сомневаясь, нужно ли мне говорить мужу об одном грехе до брака, спросила на исповеди, и священник сказал, что не нужно. Но стали происходить разные совпадения, знаки, то по телевизору что-то на эту тему, то в книге прочитаю где-то совершенно случайно, что если не расскажу, то Бог меня никогда не простит. Или в молитве попросила дать Бога знак, если это не просто совпадения, и тут же пошла кровь из носа. И я начинаю боятся, что если это все-таки знаки от Бога, а я их не принимаю? Или вот попали крошки артоса по моей вине на детскую одежду, я подумала, что нужно сжечь, иначе Бог меня накажет, но священники сказали, что достаточно прополоскать и можно носить, но тут же опять начались разные мистические совпадения. Например, включаю телевизор, и именно в этот момент передача прерывается на новости и сообщается только о двух новостях, именно о пожаре и контрафакте детской одежды!, и все , продолжается дальше передача, и много других «знаков» в течение нескольких дней по поводу того, что нужно сжечь одежду. Как к этому относиться? Могут ли это быть действительно предостерегающие и показывающие, как следует поступить, знаки от Бога? Или нужно слушать, что говорит священник, и не верить и не бояться таких знаков и совпадений? Спасибо!

Ответ

Я думаю, это искушения. И если вот так к ним прислушиваться, присматриваться, то дьявол этим воспользуется, и Вы попадете в полную зависимость от него. Поэтому о том, что не знаете, что вызывает у Вас сомнение, в храме спрашивайте священника и воспринимайте его слово как от Бога. А иначе Вы просто заболеете. Такие случаи были: бывали какие-то совпадения, что-то рисовало воображение, человек достраивал какую-то цепочку и потом оказывался в духовно больном состоянии. Это всегда имело тяжелые последствия, поэтому спросили — Вам ответили — всё, аминь.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте. Почему другие люди больше праведные и верующие, чем я? Почему у меня ничего не получается в духовной жизни? Что я за верующий человек такой? У других и чудеса происходят, и обстоятельства чудесным образом складываются, и причащаются регулярно, и тропари-молитвы нараспев знают, и с Божией помощью проблемы решают, а у меня ничего! Ни веры нет, ни молиться не могу, ни в храм регулярно не могу ходить, ничего не получается! Почему я такая плохая верующая и что с этим делать? В церкви седьмой год уже.

Ответ

В первую очередь, дорогая Аня, нужно быть благодарной за то, что у Вас есть, а то Вы считаете, что у Вас ничего нет хорошего. Благодарный человек не нуждается ни в чем, и если Вы все-таки будете благодарить за каждый день, учиться благодарить — за прожитый день, за новый день, если Вы будете ценить то, что имеете, то по-другому посмотрите на себя. Конечно, мы недостойны, у нас много чего не получается, у кого-то, может быть, гораздо лучше. Но мы не можем и не должны сравнивать себя с кем-то. Бог есть судья. Может, Вам тяжелее дается что-то, но это не значит, что это не спасительно. Как раз сеющии слезами, радостию пожнут (Пс. 125: 5), как раз те люди, которые больше трудятся, которым очень трудно дается духовная жизнь, отчего им приходится прилагать очень много усилий, делают нечто более ценное.

Мне кажется, здесь просто уныние, нетерпение, несмирение. Не надо это принимать. Старайтесь иметь навык быть благодарной.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте! У меня болезненный вопрос, что терзает мою душу! Говорят, экуменизм наступает! Признается один Всевышний у всех мировых религий! Я совершенно опечалился! (( вы можете вразумить или успокоить меня? Я в печали из-за этого! Предупредили, что ответ долго не придет)) Пожалуйста, только не забудьте ответить!))

Ответ

Насколько я понимаю, если Вы пишете в монастырь, то Вы человек православный. Конечно, Бог, Создатель этого мира, один и для православных, и для католиков, и для протестантов, и для мусульман, и для буддистов, и для язычников. Но знания о Боге разные. Как православный священник могу Вам сказать, что Православие знает Бога таким, какой Он есть. Так называется и книга архимандрита Софрония (Сахарова) — «Видеть Бога как Он есть». И есть другие познания Бога, в которых мы видим много неточностей, неопределенности, расплывчатости. Одно дело смотреть на человека вблизи, а другое дело смотреть за несколько километров и видеть лишь какой-то силуэт.

Наша позиция заключается в том, чтобы открывать людям те знания, которые хранит в себе святая Православная Церковь, а не растворяться в том видении, в тех формулировках, которыми живут другие направления. Поэтому что Вы мучаетесь? Становитесь православным по-настоящему, живите с Богом! И молитесь за весь мир, чтобы все люди пришли ко Христу. Вы, вероятно, начитались книг, которые Вас смутили, и начинаете думать, что экуменизм сейчас все зачеркнет, испортит. Но уже две тысячи лет Церковь молится, и то учение, которое нам дано Богом, Православная Церковь свято хранит и не отступает от канонов, что могло бы повредить чистоту веры. Будем надеяться, что так будет и дальше. А для этого нужно не просто на словах быть православным, а жить по-православному и учиться по-настоящему молиться Богу.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Благословите батюшка. Подскажите, как научится полностью доверять Господу? И что значит доверять Богу? Это значит смириться перед ним, принимать, все, что происходит в моей жизни, все обстоятельства со смирением? Я не совсем понимаю, как надо доверять Богу? Я, например, хочу понять, в чем мое призвание? На том ли я месте служу (работаю) или Господь чего-то другого ждет от меня? У меня постоянные сомнения, я маловерный...

Ответ

Верую, Господи! помоги моему неверию (Мар 9: 24). Мы, конечно же, ищем. И смирение, и послушание воле Божией — все это не исключает наш поиск, нашу какую-то внутреннюю борьбу за то, чтобы найти свое место, свой путь в этом мире. Но Вы должны включить в свою жизнь Бога и в Вашем сегодняшнем состоянии, где Вы еще не утвердились, не укрепились, где все так непонятно и расплывчато, должны все-таки опираться на то, что Господь рядом и Он покажет и поможет Вам правильно увидеть свой путь, свое призвание, даст силы на то, чтобы Вы могли это исполнить.

Нет противоречия между Вашим внутренним поиском, Вашей инициативой, личным творчеством и доверием Богу, где Вы полагаетесь на Его волю. Кто ищет, кто стучит — тому открывают, и тот находит. И если в Вашей жизни будет больше молитвы, богомыслия, Вы больше времени будете проводить на богослужении, станете исповедоваться, причащаться, следить за своим сердцем и умом, тогда, я думаю, и поиск у Вас будет более целенаправленный, Вы по-другому увидите то, что, может, сегодня закрыто от Вас.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка, помогите, пожалуйста, мне, грешной, понять, что значат венчаные пары для Бога? У нас на земле есть масса литературы о том, как надо жить в венчаном браке, как надо любить и помогать! Но нигде никто не пишет о том, что происходит с душами за чертой земной жизни? Говорят, «едино тело и един дух», а как же он един, если один из супругов умер, и почему вообще разрешено после смерти еще раз венчаться? Ведь если души уже соединились, значит, это навсегда?!

Простите меня, может, Вам это покажется глупым, но очень хотелось бы что-то понять... Я слышала, что связь между мужем и женой Господь не обрывает, даже разлучив их.

Ответ

Если есть единство, если люди стремятся быть едиными, то, конечно же, связь не прерывается, потому что это уже духовное явление, духовный мир. Но здесь, в этом временном мире, где жизнь ограничена пространством времени, все по-земному. В Царствии Небесном не женятся, не посягают — как ангелы. Но души, в которых есть любовь к Богу и ближнему, наверное, не разлучаются. Наверное, все люди в Царстве Небесном чувствуют эту полноту любви, единение друг с другом в Боге, как это бывает в редкие моменты на земле, в храме, когда Евхаристия, и люди принимают Тело и Кровь Христа, и становятся единым целым. Пока мы здесь, в этой плоти, в земных условиях, нам очень трудно это понять и принять.

Ну, а насчет второбрачия… Тут могущий вместить да вместит (Ср.: Мф. 19: 12). Есть люди, которые верны друг другу и по смерти сохраняют верность своей половине. А есть те, кто не может жить в одиночестве и ищут себе человека, с которым бы они жили, поэтому и дается такая возможность второбрачия, и Церковь благословляет ее — нельзя, чтобы человек жил во грехе. Но это уже немножко по-другому: другой статус, другое благословение.

Всякое бывает в этом мире, и Господь многомилостив, долготерпелив к нашим немощам.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте! Мне 37 лет, у нас с мужем двое деток, ждем третьего. Всех деток рожала путем кесарева сечения по медицинским показаниям, и сейчас опять предстоит кесарево сечение. По состоянию здоровья нежелательно больше иметь детей, опасно. Да и своих деток хочется самой вырастить и воспитать достойными людьми. Врачи предлагают перевязать маточные трубы (извините за такие физиологические подробности). Скажите, как Церковь к этому относится? Спасибо!

Ответ

Это, наверное, Ваш выбор и выбор Вашего мужа. Вы лишаете себя возможности рожать детей. Так, по-человечески, мне это не очень нравится, но Вам же жить надо, и Вы видите, что так трудно даются роды. Поэтому, я думаю, здесь Вы не согрешите.

Но в принципе, здесь есть какое-то недоверие к Богу. Лично для меня это что-то такое уже… А, может, трое детей — и уже хватит? А вдруг четвертый будет как раз Богом послан, кто его знает? Не знаю… Когда мы сами планируем что-то, когда пытаемся по-человечески все сделать, у нас есть такая возможность, это наше право. Но как это выглядит перед Богом и как это в плане нашей веры, доверия Промыслу Божию?.. Посоветуйтесь с мужем, и если у вас есть единомыслие в этом вопросе, делайте так, как Вы задумали.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Батюшка, тяжело идет борьба со страстями: гордыня, зависть, ропот в болезнях и неудачах, лень, пустословие, блудные мысли, осуждение. Все воспалено, все дается с огромным самопонуждением, борьбой. Раньше так не было. Почему? Очень хочется услышать от Вас слова поддержки. Дух жертвенности, который всегда хоть чуть-чуть горел, а иногда пылал, сейчас еле-еле тлеет. Как его возгреть?

Буду искренне рад услышать самое главное про о. Николая Гурьянова лично для Вас, его образ, его отношение к людям греют сердце...

Детский вопрос, но так хочется его задать: как там будет в раю? Всюду смерть, несовершенство — в тебе, в твоих близких, до чего не дотронься — все труха, в тебе труха... Я часто думаю о том, что вот, смерть пред тобой, и ты уже нечего не можешь, вот душа твоя вся в язвах и ранах. Когда наступит этот момент, какие сказать слова Богу, чтобы душа не осталась на веки во тьме?

Ответ

Cейчас у нас пасхальный период, и Церковь делает все, чтобы человек усвоил самое главное — что смерть побеждена, что если человек хочет жить вечно, если хочет жить с Богом, то должен идти за Христом, должен нести свой крест, бороться с унынием, отчаянием, неверием, сомнениями, которые, конечно же, свойственны нашей падшей природе. Нельзя поддаваться какому-то мрачному состоянию, тем более, сейчас, в пасхальный период! Нельзя верить себе, потому что у тебя внутри живет грех. Нужно больше доверять Богу, искать воли Божией и бороться со своим ветхим человеком.

Отец Николай Гурьянов в какой-то момент, когда я с ним встретился, сказал мне несколько слов, которые спустя десятки лет очень мне помогают. Он посмотрел грустным взглядом, показал свои испорченные часы, которые были на красивой цепочке и сказал: «А все думают, что у меня все хорошо». И вот минута глубокой печали закончилась, он опять стал улыбаться, но это мне запомнилось, и сейчас мне помогает.

Действительно, бывают периоды почти тупиковые, когда кажется, что у тебя уже нет ни сил, ни желания что-то делать, шевелиться, что-то менять, руки опускаются, кажется, что все бесполезно, но это только кажется. Вставайте, идите или ползите в храм, пытайтесь что-то сказать Богу на исповеди, идите к Чаше, принимайте Тело и Кровь Христа и не поддавайтесь унынию. Ведь Христос-то воскрес, и наша жизнь в Его руках.

Бывают такие периоды, когда все кажется безнадежным, и это иногда растягивается на продолжительное время. Мы знаем, что святым попускались даже годы вот такой внутренней тяготы, сухости, мертвости духовной, но люди несли это состояние, трудились, верили, что Господь рядом и в какой-то момент все опять оживет, свет появится и осветит нас.

Поэтому подождите, потрудитесь — Бог рядом. И повоюйте за Вашу Пасху, за радость о Господе. Я думаю, это будет правильное решение, правильный путь. Надо прожить и опытно убедиться, что Господь не попускает нам испытания выше наших сил. Надо пережить эти кризисы духовной жизни, чтобы понять, что они необходимы нам для того, чтобы мы с вами духовно развивались, взрослели и готовились к вечности. Помоги Вам Господи!

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Христос воскресе! Батюшка Андрей, вразумите! Есть ли какие-то критерии правильного отношения к освященным предметам? Где благоговение и благочестие, а где суеверие и доведение до абсурда? Нужно ли сжигать, «развеивая прах в непопираемом месте», скорлупу от пасхальных яиц, бумажку, в которой мне выдали артос, пластиковый стаканчик, в котором было коливо, и т. п.? Спаси Господи.

Ответ

Освященную скорлупку лучше закапывать, бумажку от артоса я бы тоже в мусорное ведро не кинул, а постарался бы сжечь. Тут все зависит, наверное, от того, как человек чувствует, — от его меры святыни. Конечно, есть какие-то вещи, когда благоговение переходит границы, и это попахивает каким-то абсурдом. Надо смотреть, у каждого эта граница своя.

После Причастия мы дышим. А когда дышим и разговариваем, капельки влаги все равно попадают наружу, но это не значит, что мы должны после Причастия плеваться… И так во всем — нужно относиться не буквально, буква к букве, а по Духу. Вот мы приносим освящать яички, их окропляют святой водой. Я думаю, что нормально потом собрать эти скорлупки вместе и закопать в землю. Это, кстати, хорошее удобрение.

Конечно, Православие дает человеку свободу и огромную свободу, но она приходит от духовной жизни, от внутренней цельности, а не от какого-то потребительского отношения или неблагоговения перед святыней. Самая большая святыня — это человек, его сердце, ум, в котором должен жить Бог, Дух Святой. Как часто мы эту святыню превращаем в овощное хранилище! Помоги Вам Господи жить, думая, рассуждая и находя ту меру благоговения к святыне, которая должна быть у всех нас.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

задать вопрос

Убедитесь, пожалуйста, что e-mail введен правильно, так как на указанный Вами адрес будет выслано оповещение о размещении ответа. Сообщите также, составляя вопрос, в какой стране (городе) Вы живете, чтобы батюшка мог ориентироваться, формулируя ответ.

Благодарим!

при копировании материалов просим
указывать ссылку на наш сайт