X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Театр «Душегреи» зажигает свой свет (часть 2)

Мы продолжаем беседовать со Светланой Рапенковой, артисткой театра «Душегреи» из Москвы, о фольклоре, традиционных ценностях и, конечно, радости и счастливых людях.

 

— В интервью с простыми жителями, помимо песен и богатого языка, что вас поразило больше всего?

— Их житейская мудрость. Меня лично всегда покоряет разнообразие судеб. Я не устаю поражаться им, удивляться, восхищаться или, наоборот, устрашаться, по-разному бывает.

В самом начале проекта мы разговаривали с людьми, которые родились в конце XIX — начале XX века. Это люди, пережившие то, что нам, в общем-то, и не снилось. Но одно дело, когда ты читаешь про войны, лагеря, а другое дело, когда перед тобой сидит живой человек и совершенно спокойно рассказывает то, что у тебя даже в голове не может уложиться. И ты не понимаешь, как можно было выжить в таких условиях и даже что-то создавать. Но чем тяжелее жизненные условия, тем ярче проявлялись творческие люди: писали стихи, прозу… Где они брали силы на это? Как это происходило? Кажется, что вот ты бы сейчас лег и умер, потому что это физически невыносимо, а они не то что выживали — они творили. И это всегда настолько удивительно, что хочется больше и больше общаться с такими людьми.

— Причем они обычно никогда не жалуются, не обижаются на жизнь, наоборот, — благодарят, вы замечали это?

— Кто выжил, не будет жаловаться, кого-то винить, он действительно будет благодарить. И, может быть, эта благодарность является условием выживания, потому что, если человек впадает в уныние и депрессию, он погибает. В лагерях выживали те, кто внутренне постоянно искал выход. Выживали люди глубоко верующие. Они могли себя считать атеистами, но понимали, что мир гораздо больше, чем та конкретная тяжелая ситуация, в которую они попали. У человека ничего не оставалось, но у него всегда оставалась возможность поглядеть на небо, на звезды. Те люди, которые сумели найти в себе силы не впасть в уныние, которые отрицали тьму, в которых не гас Свет, выжили.

— Почему сейчас, когда у людей нет большой беды, многие не могут найти смысл жизни и в 30 лет пьют антидепрессанты? В чем тут может быть причина?

— Речь идет о «сопротивлении материалов». Как некая закономерность: чем тяжелее физические условия жизни, чем активнее ты сопротивляешься агрессивным условиям, тем становишься крепче и начинаешь понимать смысл происходящего. А когда ты «мягчеешь», когда всё есть: оплачиваемая работа, хороший быт… А дальше-то что? В чем Смысл? Мне трудно понять таких людей, но я знаю, что их много и становится всё больше. Остается только надеяться, что возникнет ситуация, когда Господь потребует от них каких-то активных действий, и тогда они, может быть, проснутся, потому что их состояние похоже на летаргический сон.

В прежние времена люди раньше взрослели, рано включались в полноценную жизнь своего сообщества — не важно, маленькая это деревня или город, а сейчас взросление может вообще не произойти. Это долгий разговор на тему семьи, общества, воспитания, образования. И опять мы возвращаемся к традиционным ценностям и основополагающим моментам: что такое человек и какое место в его жизни должен занимать Господь.

— А вы себя счастливым человеком ощущаете?

— Я однозначно счастливый человек. Всё наше Товарищество Северного Мореходства себя таковыми считает. У нас в Соловецком Морском музее работают исключительно счастливые люди, они сами так о себе говорят. Я думаю, счастливы те, кто занимается своим делом и получает от этого радость.

— Расскажите, как вы попали в Соловецкий Морской музей?

— Я поехала на Север очень давно, и мое увлечение Русским Севером совпало с увлечением фольклором. Летом ездили в экспедиции, а когда возвращались осенью в Москву, надо было как-то «выживать». И поэтому мы встречались и пели фольклорные песни, как-то «спасались» в Москве между полевыми сезонами. Эти экспедиции в конце концов привели меня на Соловецкие острова, там образовался круг единомышленников — Товарищество Северного Мореходства. Оно объединяет людей, которые без Русского Севера, без Белого моря уже не могут жить.

В общем, это было какое-то естественное течение жизни. Знаете, как в нашем спектакле: «Несло его, несло и, наконец, к незнакомому берегу прибило».

— Говорят, что есть люди, которые строят жизнь, а есть те, которые просто живут, то есть плывут по течению. Вам какой способ жить ближе?

— Я, скорее, плыву. Есть ключевые поворотные моменты в жизни, когда ты делаешь сознательный выбор, куда тебе ехать — на юг или на север — или чем заниматься. Но в основном, конечно, как-то оно «само» складывается. Для меня глупо долго стучаться в закрытую дверь, хотя есть люди, которые бьются и добиваются. Я из тех, кто больше доверяется интуиции. Слава Богу, Господь действительно в итоге приводит туда, куда надо.

— Течение — это доверие Богу?

— Безусловно, без доверия и благодарности вообще никуда. «Без Бога ни до порога» — чем дольше живу, тем больше в этом убеждаюсь. И от этого как-то легче становится. Это не то, что ты махаешь рукой: «А-а, как Господь устроит, буду сидеть и ждать». Нет, это по-другому работает — у тебя в голове возникает какое-то решение, а дальше ты начинаешь прислушиваться: как там вообще? открыто или закрыто? Это всё очень тонко.

— Если говорить про ваш театр, то в его течении есть ли уже какой-то обозримый поворот?

— Хотелось бы сделать новый спектакль. Но сейчас они у нас появляются на свет с большим трудом. Есть несколько сценариев, которые мы обсуждаем и к ним возвращаемся, но при создании спектакля должно присутствовать «дуновение вдохновения», какой-то толчок должен быть.

 

— То есть спектакль специально «вымучить» нельзя?

— Конечно, вымучивать бесполезно, это ведь не техническая работа. Нужен интерес и та самая искра, которая всё соединит.

— Этой искрой можно назвать присутствие Бога? Вы его ощущаете?

— Если бы мы не ощущали это присутствие, мы бы не приехали на «Нябёсы».

— Ваши спектакли — это служение и Богу?

— Безусловно. Это я за себя отвечаю… но я буду смелой и скажу за всех душегреев. В этом мы едины, как мне кажется. У всех всё внутри по-разному, но тем не менее мы все в одном направлении смотрим.

— Вверх?

— И вверх, и вглубь, и на наших зрителей. Потому что хочется в их открытые детские сердца нести добро и свет и отдавать самое дорогое, что у нас есть. По-другому для нас невозможно.

Беседовала Ольга Демидюк

Театр «Душегреи» зажигает свой свет (часть 1)>>

13.01.2022

Просмотров: 276
Рейтинг: 5
Голосов: 10
Оценка:
Комментировать